Найти тему
Паисий Святогорец

Почему вера важнее знания: мудрость святителя Нектария Эгинского чудотворца и святых отцов Церкви

Святитель Нектарий Эгинский (1846-1920) исцеляет бесноватого на острове Эгина
Святитель Нектарий Эгинский (1846-1920) исцеляет бесноватого на острове Эгина
Святитель Христов Нектарий Эгинский, цитируя и осмысливая святых отцов, так писал о связи веры и знания, и о том, что вера предшествует знанию:

По поводу связи веры и знания блаженный Климент Александрийский говорит: «Ни знание без веры, ни вера без знания невозможны». И сразу продолжает: «Вера — это краткое знание необходимого. Знание — сильное и надежное доказательство всего того, что получено от учения Господа через веру. Это знание укрепляется как верой, чтобы не поколебаться, так и наукой, чтобы стать понятным».

Вы читаете отрывок из полного Жития святителя Нектария Эгинского. Русский перевод готовится к печати издательством «Орфограф». Будем признательны за ваши отзывы и пожелания в комментариях

Святитель Христов Иоанн Златоуст утверждает: «Через веру приходит знание. Без веры нет знания Сына». А блаженный Феодорит подчеркивает: «Знание, происходящее из веры, формирует, составляет науку истины». И добавляет: «Вера нуждается в знании, так же как и знание нуждается в вере. Знание не может стоять без веры, и наоборот. Вера, конечно, предшествует знанию, а знание следует за верой. От веры возникает порыв, за которым следует действие. Сначала нужно верить, а затем учиться. Когда достигаешь знания, тебя захватывает устремление, и устремляясь вперед, ты переходишь к действию».

А Климент добавляет: «После веры приходит знание, а не знание перед верой». Блаженный Феофилакт подтверждает этот тезис: «Сначала вера, а затем знание от нее». Знание предшествует вере только в проповеди Божественного слова. То есть сначала нужно услышать проповедь, понять истины Божественного слова и, с помощью Божьей благодати, услышать, голос Бога, Который тебя зовёт зов и поверить Ему. Вера приходит от слышания, а слышание — от слова Божьего.

Поэтому и преподобный Макарий Пустынник говорил: «Тот, кто не знает истины, не может истинно верить, потому что знание по своей природе предшествует вере. Но это знание очень сильно отличается от знания, которое следует за верой. Первое знание — это естественная необходимость, второе — энергия Божественного откровения. От первого мы узнаем истину проповеди, от второго — саму Истину, то есть Бога».

И ещё один отец Церкви, ведя разговор о вере Авраама, так говорит о знании, которое естественным образом предшествует вере: «Знание предшествовало его вере, а затем за его знанием последовала вера».

Святой Василий Великий говорит о том, что по причине веры Божественные слова получают отклик в душе слушающего: «Вера должна предшествовать разговору о Боге; вера, а не логическое доказательство. Вера превосходит логические методы и привлекает душу к согласию со словами».

А Климент добавляет: «Причина убеждаемости — в уверенности , которую дает нам вера».

Святитель Василий Великий такими словами побуждает нас верить: «Не нужно выбирать из слов Господа [наиболее убедительные логически] и строить на них убедительные умозаключения, но нужно быть уверенным через веру, что любое слово Бога истинно и реально осуществимо, даже если оно противоречит законам природы».

Святитель Христов Иоанн Златоуст говорит о педагогической силе веры: «Вера — это учитель во всем. Без нее мы не могли бы ни слова связать».

Блаженный Феодорит подчёркивает: «Нам требуются духовные глаза, чтобы понять духовное. Как нам нужны обычные глаза, чтобы видеть видимое, так и вера необходима для понимания Божьего. Как глаза нужны телу, так и вера нужна уму. Точно так же как глаза нуждаются в свете, чтобы видеть, так и ум нуждается в вере, чтобы осветить и показать Божье, а также славу, которая его окружает».

Блаженный Феофилакт так говорит о вере: «Вера — это начало и фундамент всего, без нее ничего не может быть устойчивым, как никто не может научиться писать без символов букв».

Святитель Иоанн Златоуст так учит о требованиях веры: «Вера требует послушания, а не копания в ней. Когда Бог повелевает, нужно повиноваться Ему, а не исследовать то, что Он сказал из праздного любопытства».

Предыдущие главы из Полного Жития Святителя Нектария Эгинского читайте по этой ссылке. ВНИМАНИЕ: в подборке отрывки размещены В ОБРАТНОМ ПОРЯДКЕ - вверху хронологически более поздние главы. Поэтому, если Вы хотите читать от начала к концу, перейдите по ссылке, отмотайте в самый низ и начинайте оттуда. Но всё равно, имейте в виду, что в подборке только выборочные главы, Бог даст, скоро выйдет книга

© Электронное издательство Орфограф, 2024

Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца здесь

Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца здесь

Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца здесь

Если Вы оказались в непростой жизненной ситуации и у Вас нет возможности купить наши книги, пожалуйста, напишите нам в личные сообщения адрес Вашей электронной почты и какой том Вы хотели бы прочитать, мы пришлём Вам электронную книгу в подарок. Слушать первые пять глав из каждой аудиокниги преподобного Паисия (14 часов звучания аудиофайлов) бесплатно и без регистрации можно на нашем сайте: старецпаисий.рф. Читайте книги преподобного Паисия Святогорца, берегите себя и своих близких
Если Вы оказались в непростой жизненной ситуации и у Вас нет возможности купить наши книги, пожалуйста, напишите нам в личные сообщения адрес Вашей электронной почты и какой том Вы хотели бы прочитать, мы пришлём Вам электронную книгу в подарок. Слушать первые пять глав из каждой аудиокниги преподобного Паисия (14 часов звучания аудиофайлов) бесплатно и без регистрации можно на нашем сайте: старецпаисий.рф. Читайте книги преподобного Паисия Святогорца, берегите себя и своих близких