Найти в Дзене

"Наша церковная жизнь порой превращается в постоянный «детский сад»..." Из записей игумена Петра (Мещеринова)

Пребывание верующего в Церкви часто воспринимается не динамически, но статически: вот ты пришёл в Церковь – так только и ходи в неё теперь, а если это начинает «надоедать», то это исключительно от гордости: нужно «смиряться», и всё «мирское» отсекать. Читай обязательно одно и то же правило. Во всём слушайся батюшку, чаще проси его благословения...
Многие пастырские приёмы не рассчитаны на то, чтобы воспитывать в человеке совесть, христианскую свободу и ответственность, чтобы люди в Церкви взрослели и развивались. В результате наша церковная жизнь порой превращается в постоянный «детский сад». Когда в песочнице сидят малые дети, а кто-то взрослый за ними присматривает, – это правильно. Но когда сидение в песочнице объявляется (да ещё порой от лица Церкви) нормой для взрослых людей – это никуда не годится. Иногда говорят об "обожении" как цели христианской жизни. Но что это значит?
Во Втором послании апостола Петра, в самом его начале, есть важные слова: «Дарованы нам великие и драгоценн
Оглавление
Игумен Пётр Мещеринов - настоятель Знаменской церкви, подворья Московского Данилова монастыря
Игумен Пётр Мещеринов - настоятель Знаменской церкви, подворья Московского Данилова монастыря

О сидении в песочнице

Пребывание верующего в Церкви часто воспринимается не динамически, но статически: вот ты пришёл в Церковь – так только и ходи в неё теперь, а если это начинает «надоедать», то это исключительно от гордости: нужно «смиряться», и всё «мирское» отсекать. Читай обязательно одно и то же правило. Во всём слушайся батюшку, чаще проси его благословения...
Многие пастырские приёмы не рассчитаны на то, чтобы воспитывать в человеке совесть, христианскую свободу и ответственность, чтобы люди в Церкви взрослели и развивались. В результате наша церковная жизнь порой превращается в постоянный «детский сад». Когда в песочнице сидят малые дети, а кто-то взрослый за ними присматривает, – это правильно. Но когда сидение в песочнице объявляется (да ещё порой от лица Церкви) нормой для взрослых людей – это никуда не годится.

Не "обожение", а спасение

Иногда говорят об "обожении" как цели христианской жизни. Но что это значит?
Во Втором послании апостола Петра, в самом его начале, есть важные слова: «
Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества…»
«Естество» здесь - это природа, «физис». Согласно толкованию Святых Отцов, речь идёт о Причастии Тела и Крови Христовых. Именно Причастие – это то, что приобщает нас к Богу.
Но - важное уточнение! - сами мы от этого не становимся богами. Поэтому идею «обожения» не следует понимать так уж буквально. Евангелие не говорит нам об «обожении». Оно говорит нам о
спасении. Мы спасаемся верой, любовью, нам заповедано следовать за Христом, но стать таким, как Он, - ходить по воде, умножать хлебы, воскрешать мёртвых, - нам не дано.

"Бесстрастия" и "энергий" в Евангелии нет

Ещё одна важная тема - учение святого Григория Паламы. В чём его суть? Говорится, что Бога невозможно познать в Его сущности, но можно познать в Его энергиях. И что это познание Бога в Его энергиях даётся тем, кто использует особую технику молитвы. В некоторых книгах есть особые указания: как нужно сидеть при молитве, куда смотреть, как правильно дышать...
Но ещё раз вернёмся к Посланию Петра, где ясно сказано, что всем христианам задано быть «причастниками Божественного естества». Никакого разделения на сущность Бога и энергии Бога в Священном Писании нет. Откуда же взялось это разделение? По сути речь идёт об эллинских, неоплатонических идеях, которые были привнесены в христианство спустя 1300 лет после воскресения Христа. К этим же идеям относится достижение особого состояния – бесстрастия, очень похожего на буддийскую нирвану.
Такие практики привлекают активное внимание некоторых христиан, но здесь требуется особая осторожность. "Технологии" молитвы, спасения, достижения каких-то особых духовных состояний, - это чаще всего ложь, прелесть. Увлекаясь подобными технологиями, стремясь увидеть "внутренний свет" и т.п., человек может упустить из виду главное – Самого Христа.

Фаворский свет - не "внутренний"

Говоря про "внутренний свет", вспоминают Фаворский свет в Евангелии. Однако это совсем иное явление, исключительное. Во-первых, свет на Фаворе возникает не сам по себе: в Евангелии говорится о Преображении Христа, а не об "отдельном" появлении света. Во-вторых, Господь Иисус Христос явил Своё Преображение лишь перед тремя своими учениками – Иоанном, Петром и Иаковом. Значит ли это, что остальные апостолы, не увидевшие Фаворский свет, чем-то хуже и в духовном отношении беднее?
Акценты в тексте Евангелия очевидны: ученики видели преобразившегося Христа во свете, а не сам по себе свет. И тем более – не свет в самих себе.
Поэтому когда мы слышим или читаем какие-то советы для желающих увидеть «внутренний свет», нужно понимать, что это не имеет никакого отношения к Священному Писанию.