Шримад-бхагаватам 3.14.8
дитир да̄кша̄йан̣ӣ кшаттар
ма̄рӣчам̇ каш́йапам̇ патим
апатйа-ка̄ма̄ чакаме
сандхйа̄йа̄м̇ хр̣ч-чхайа̄рдита̄
Пословный перевод
дитих̣ — Дити; да̄кша̄йан̣ӣ — дочь Дакши; кшаттах̣ — о Видура; ма̄рӣчам — сына Маричи; каш́йапам — Кашьяпу; патим — своего мужа; апатйа-ка̄ма̄ — охваченная желанием зачать ребенка; чакаме — страстно желая; сандхйа̄йа̄м — вечером; хр̣т-ш́айа — желанием физической близости; ардита̄ — измученная.
Перевод
Как-то вечером дочь Дакши, Дити, истомленная желанием, стала просить своего мужа Кашьяпу, сына Маричи, соединиться с ней, чтобы зачать ребенка.
***
ŚB 3.14.8
दितिर्दाक्षायणी क्षत्तर्मारीचं कश्यपं पतिम् ।
अपत्यकामा चकमे सन्ध्यायां हृच्छयार्दिता ॥ ८ ॥
ditir dākṣāyaṇī kṣattar
mārīcaṁ kaśyapaṁ patim
apatya-kāmā cakame
sandhyāyāṁ hṛc-chayārditā
Synonyms
ditiḥ — Diti; dākṣāyaṇī — the daughter of Dakṣa; kṣattaḥ — O Vidura; mārīcam — the son of Marīci; kaśyapam — Kaśyapa; patim — her husband; apatya-kāmā — desirous of having a child; cakame — longed for; sandhyāyām — in the evening; hṛt-śaya — by sex desires; arditā — distressed.
Translation
Diti, daughter of Dakṣa, being afflicted with sex desire, begged her husband, Kaśyapa, the son of Marīci, to have intercourse with her in the evening in order to beget a child. https://vedabase.io/en/library/sb/3/14/8/
***
Ключевые идеи
Духовное просветление и освобождение
💡
Наставления Муни привели людей к просветлению и отказу от греховных возможностей.
🌟
Конечная цель мокши - вернуться обратно к Богу, а первые три ступени - дхарма, артха и кама - предназначены для освобождения.
💧
Согласно вайшнавскому поэту, материальная жизнь подобна пустыне, где человек не может жить счастливо без воды, что символизирует важность самоосознания в жизни.
💰
Постоянная одержимость зарабатыванием денег может превратить богатого человека в раба материальных желаний, что приведет к жизни, наполненной скорее страданиями, чем счастьем.
***
Key ideas
Spiritual enlightenment and liberation
💡
Muni's instructions led people to enlightenment and renunciation of sinful possibilities.
🌟
The ultimate goal of moksha is to return back to Godhead, and the first three stages - dharma, artha and kama - are meant for liberation.
💧
According to the Vaishnava poet, material life is like a desert, where a person cannot live happily without water, which symbolizes the importance of self-realization in life.
💰
The constant obsession with making money can turn a rich person into a slave to material desires, which will lead to a life filled with suffering rather than happiness.
***
Краткий пересказ
Лекция 2024.01.26_Шримад-Бхагаватам 3.14.8_"Желания Дити"_ (№ 3/2024)
- 00:22:04 Ведическая культура и семья
• В ведической культуре, патриарх должен производить много детей для увеличения населения вселенной.
• Патрарх не может создавать существ из своего тела, как это делал Брахма.
• Он решает не производить сыновей, а дочерей, чтобы защитить их от фанатичной проповеди. - 00:33:08 Три варта и прогресс
• Три-варта - это дхарма, артха и кама, которые являются основными целями жизни.
• В ведические времена люди знали об этих четырех целях и не были заняты только работой ради чувственных наслаждений.
• В настоящее время, под вывеской прогресса, цивилизация уничтожает себя. - 00:49:25 Семейная жизнь и обязанности
• В ведической культуре семейная жизнь является обязательной для большинства людей.
• Холостяцкая жизнь не рекомендуется, так как она скучна, опасна и греховна.
• В 50-60 лет, можно оставить семейные дела и сосредоточиться на возвращении к Богу. - 00:54:23 Пример преданности и долга
• Шрила Прабхупада, ученик Шрилы Прабхупады, рассказывает о своем опыте отречения и проповеди сознания Кришны в западных странах.
• Он подчеркивает важность выполнения своего долга перед гуру и следования его наставлениям. - 01:04:54 Приверженность долгу и обязанности
• Шрила Прабхупада показывает пример преданности и выполнения своих обязанностей, даже в адских условиях.
• Он объясняет, что мы всегда должны быть связаны обязательствами и не отказываться от них, считая их бременем. - 01:10:09 Счастье и страдание в материальном мире
• Шрила Прабхупада говорит о том, что мы должны быть благодарны за свои обязанности и не стремиться к счастью или страданиям.
• Он сравнивает материальную жизнь с пустыней, где даже капля воды может сделать нас еще более сумасшедшими. - 01:18:26 Преданность и поддержка от Кришны
• Шрила Прабхупада подчеркивает важность быть связанным долгом и находиться в связи с гуру и парампарой.
• Он утверждает, что Кришна обещает защищать своих преданных и давать им все необходимое. - 01:20:47 Важность благодарности и служения
• Багавад-гита говорит о том, что нет потерь на пути служения Кришне.
• Важно быть благодарным за то, что дается, и не гордиться своими достижениями. - 01:22:40 Гуру и ученичество
• Шрила Прабхупада подчеркивает важность служения и проповеди сознания Кришны.
• Ученик должен быть связан с гуру и выполнять его наставления. - 01:31:04 Семейные линии и полубоги
• Семейные линии, идущие от праджапати и мудрецов, подвержены ошибкам и желаниям.
• Полубоги наслаждаются жизнью, но их жизнь также подвержена смерти. - 01:42:54 Кунти и пандавы
• Кунти и Пандавы - пример того, что жизнь не всегда проста, и даже на райских планетах есть взлеты и падения.
• Важно оставаться сосредоточенным на своих обязанностях и долге в сознании Кришны. - 01:48:09 История царя Бхараты
• Царь Барата уходит в лес и становится аскетом, но затем привязывается к оленю.
• В следующей жизни он становится великим трансценденталистом Джадой Бхаратой. - 01:55:43 История царя Агнидры
• Царь Агнидхра, брат Прuявраты, также хочет следовать пути отречения, но его отец и Господь Брама убеждают его вернуться к своим обязанностям.
• В итоге он снова встает на путь отречения и становится великим мудрецом. - 02:03:24 История царя Пуруравы
• Царь Пурурава также был привлечен небесной девушкой, но в итоге достигает освобождения. - 02:08:08 История Дити
• Дити, жена Кашйапы, обращается к мужу в момент его медитации, что является нарушением правил.
• В итоге она также достигает освобождения. - 02:18:34 Воспевание и вкус
• Воспевание и слушание языка могут привести к вкусу, но это должно быть сделано серьезно и честно.
• Если нет тонкого тела, ума и души, то нет и расы, а без расы нет проблемы. - 02:22:23 Враги и друзья
• Чувство врагов и друзей - признак материального сознания.
• Преданный должен быть сосредоточен и решителен, чтобы преодолеть шесть врагов (вожделение, гнев, зависть, иллюзия, кама, лобха) с помощью святого имени. - 02:28:13 История Дитu и Кашйапы
• История о Дитu и Кашйапе может показаться мирской, но она связана с явлением аватары и великих махаджан.
• Преданные Кришны счастливы услышать о воплощении, поскольку это трансцендентно. - 02:43:30 Рождение марутов
• Uз-за ошибки в ритуале, из которого должен был появиться демон, у Адити появляются 49 сыновей, которые становятся друзьями Индры.
• Обращение к мужу в неурочный час может быть как падением, так и чем-то хорошим. - 02:46:04 Вечерняя медитация и желание детей
• В вечернее время, когда путешествует Господь Шива со своей свитой, не рекомендуется спать или вступать в половые отношения.
• Дuти обращается к Кашьяпе с желанием иметь сыновей.
• Жена Кашьяпы, Адити, напоминает ему о том, как ее отец, Дакша, любил своих дочерей и просил их выбрать себе мужей. - 02:51:03 Обращение к Кашьяпе
• дити просит Кашьяпу выполнить ее желание и дать ей сыновей.
• Она также напоминает ему о том, как важно увеличить население вселенной. - 02:57:28 Предупреждение о неблагоприятном времени
• Кашьяпа предупреждает Адити о том, что сейчас неблагоприятное время для соединения из-за перемещения духов и привидений.
• Он говорит о важности и силе жены.
***
A brief retelling
Lecture 2024.01.26_shrimad-Bhagavatam 3.14.8_"Desires of Diti"_ (No. 3/2024)
00:22:04 Vedic culture and family
• In Vedic culture, the patriarch must produce many children to increase the population of the universe.
The Patrarch cannot create beings from his body, as Brahma did.
He decides not to produce sons, but daughters, in order to protect them from fanatical preaching.
00:33:08 Trivartas and progress
• Tri-varta are dharma, artha and kama, which are the main goals of life.
• In Vedic times, people were aware of these four goals and were not only engaged in work for sense gratification.
• Currently, under the guise of progress, civilization is destroying itself.
00:49:25 Family life and responsibilities
• In Vedic culture, family life is mandatory for most people.
• Bachelor life is not recommended, as it is boring, dangerous and sinful.
• At the age of 50-60, you can leave family matters and focus on returning to God.
00:54:23 An example of devotion and duty
• Srila Prabhupada, a disciple of Srila Prabhupada, talks about his experience of renunciation and preaching Krishna consciousness in Western countries.
• He emphasizes the importance of fulfilling his duty to the guru and following his instructions.
01:04:54 Commitment to duty and responsibilities
Srila Prabhupada shows an example of devotion and fulfillment of his duties, even in hellish conditions.
He explains that we should always be bound by obligations and not give up on them, considering them a burden.
01:10:09 Happiness and suffering in the material world
Srila Prabhupada says that we should be grateful for our responsibilities and not strive for happiness or suffering.
He compares material life to a desert, where even a drop of water can make us even crazier.
01:18:26 Devotion and support from Krishna
• Srila Prabhupada emphasizes the importance of being bound by duty and being in touch with guru and parampara.
He claims that Krishna promises to protect his devotees and give them everything they need.
01:20:47 The importance of gratitude and service
The Bhagavad-gita says that there is no loss on the path of service to Krishna.
• It is important to be grateful for what is given and not be proud of your achievements.
01:22:40 Guru and Discipleship
• Srila Prabhupada emphasizes the importance of serving and preaching Krishna consciousness.
• The student must be connected with the guru and follow his instructions.
01:31:04 Family lines and demigods
• Family lines coming from prajapatis and sages are prone to mistakes and desires.
Demigods enjoy life, but their lives are also subject to death.
01:42:54 Kunti and pandavas
Kunti and the Pandavas are an example of how life is not always simple, and even on heavenly planets there are ups and downs.
It is important to remain focused on your duties and duties in Krishna consciousness.
01:48:09 The Story of King Bharata
King Barata goes into the forest and becomes an ascetic, but then becomes attached to a deer.
In the next life, he becomes the great transcendentalist Jada Bharata.
01:55:43 The story of King Agnidra
King Agnidhra, Priyavrata's brother, also wants to follow the path of renunciation, but his father and Lord Brahma convince him to return to his duties.
• As a result, he takes the path of renunciation again and becomes a great sage.
02:03:24 The Story of King Pururava
• King Pururava was also attracted by the celestial girl, but eventually achieves liberation.
02:08:08 The story of Diti
• Diti, Kashyapa's wife, addresses her husband at the moment of his meditation, which is a violation of the rules.
• As a result, she also achieves liberation.
02:18:34 Chanting and taste
• Chanting and listening to language can lead to taste, but it must be done seriously and honestly.
• If there is no subtle body, mind and soul, then there is no race, and without race there is no problem.
02:22:23 Enemies and friends
Feeling enemies and friends is a sign of material consciousness.
• A devotee must be focused and determined to overcome the six enemies (lust, anger, envy, illusion, kama, lobha) with the help of the holy name.
02:28:13 The story of Diti and Kashyapa
• The story of Diti and Kashyapa may seem mundane, but it is connected with the phenomenon of avatara and the great mahajans.
The devotees of Krishna are happy to hear about the incarnation, because it is transcendental.
02:43:30 Birth of the Marutas
• Uz Due to an error in the ritual from which the demon was supposed to appear, Aditi has 49 sons who become friends of Indra.
Turning to her husband at an untimely hour can be both a fall and something good.
02:46:04 Evening meditation and children's desire
• In the evening, when Lord Shiva travels with his retinue, it is not recommended to sleep or have sexual relations.
Diti turns to Kashyap with a desire to have sons.
Kashyap's wife, Aditi, reminds him of how her father, Daksha, loved his daughters and asked them to choose their husbands.
02:51:03 Appeal to Kashyap
Diti asks Kashyapa to fulfill her wish and give her sons.
She also reminds him how important it is to increase the population of the universe.
02:57:28 Warning about an unfavorable time
Kashyap warns Aditi that now is an unfavorable time to connect due to the movement of spirits and ghosts.
He talks about the importance and power of a wife.
***
***
Ди́ти (санскр. दिति; Diti = «гибель», «конечность») — в ведийской мифологии одна из шестидесяти дочерей Дакши (и матери Вирни); одна из жён мудреца Кашьяпы; мать Дайтья или Асуров (гигантов и демонов). Противоположность другой жены Кашьяпы — Адити (= «бесконечность»), матери богов Суров, уничтожающих могущество демонов Асуров после многочисленных и жестоких битв с ними.
Дити упоминается уже в Ведах, хотя образ Адити в них гораздо более выработан. Только в «Рамаяне» и Пуранах Дити является более определённым образом и героиней различных легенд. Так, в «Вишну-Пуране» от неё или скорее от её зародыша, раздробленного Индрой на 7×7 = 49 частей, рождаются боги ветра и бури, быстролётные Маруты.
Богиня земли в индуизме.
Примечания
Содержание
Дети
Первенцами Дити были асуры Хираньякашипу и Хираньякша. Сыновья Дити родились демонами, хотя их отцом был святой мудрец Кашьяпа. В демоническом роду Дити приняли рождение Прахлада и его внук Бали. Демонов также называют Дайтьями, поскольку они родились из чрева Дити. Хираньякашипу и Хираньякша отличались небывалым могуществом и пользовались большим почётом среди демонов. Кроме того, у Дити родились сорок девять богов Марутов, не оставивших после себя потомства. Хотя матерью Марутов была земная женщина, Индра возвёл их до положения девов.
«Бхагавата-пурана»
Согласно «Бхагавата-пуране», чтобы помочь Индре, Вишну собственноручно убил первенцев Дити: Хираньякшу и Хираньякашипу. Узнав о гибели своих сыновей, убитая горем Дити стала строить планы мести и решила, чего бы то ни стоило, родить сына, способного убить Индру. С этой мыслью в уме, Дити принялась во всем угождать своему мужу Кашьяпе, послушно исполняя любые его желания. Своим служением, любовью и покорностью она полностью покорила его сердце. Кашьяпа поддался на уловки Дити, полностью подчинившей его себе, и пообещал ей исполнить любое её желание. Дити воспользовалась случаем и попросила Кашьяпу подарить ей бессмертного сына, который смог бы убить Индру.
Просьба Дити опечалила Кашьяпу, который опасался, что на него ляжет великий грех убийства Индры. Однако, будучи не в состоянии нарушить своего слова, Кашьяпа пообещал Дити сына, при условии, что она даст обет в течение одного года следовать строгим аскезам. В случае нарушения обета, Дити родит сына, который станет доброжелателем Индры. Дити согласилась дать обет в течение года не причинять вреда другим, не проклинать никого и не лгать, не стричь ногтей и волос и не прикасаться к нечистым предметам, таким как черепа и кости. Дити также не могла совершать омовение в водоёме, гневаться, общаться с греховными людьми, носить нестираную одежду и надевать гирлянды, которые носил кто-то другой. Ей запрещалось есть чужие объедки, пищу, преподнесённую богине Кали, а также невегетарианскую пищу, пищу, к которой прикасался шудра или на которую взглянула женщина в период менструации. Также она не могла пить воду из пригоршни, выходить из дома, не сполоснув после еды рта, рук и стоп, покидать жилище вечером, с распущенными волосами или без подобающих украшений, а также в легкомысленном настроении и в одежде, не полностью покрывающей тело. Дити не разрешалось ложиться спать, не омыв стоп, а также спать с влажными стопами, головой на север или на запад, обнажённой, вместе с другими женщинами, а также во время восхода или заката Солнца. Надев чистые одежды и украсившись куркумой, сандаловой пастой и другими очищающими веществами, рано утром Дити должна была почтить коров, брахманов, богиню Лакшми и Вишну. Дити согласилась строго следовать обету и зачала, приняв семя Кашьяпы.
Вскоре о намерениях Дити прознал Индра. Желая спасти свою жизнь, он решил помешать Дити исполнить обет. С этой целью он стал прислуживать Дити, которая жила в уединённом ашраме в лесу. Каждый день Индра приносил Дити из леса цветы, плоды, коренья, дрова, глину и воду. В то же время он выжидал, пока Дити хотя бы немного нарушит обет. Однажды, истощённая строгим соблюдением обета, Дити забыла сполоснуть рот, омыть руки и стопы после еды и легла спать в сумерки. Немедленно заметив этот просчёт, Индра проник в лоно Дити, пока та пребывала в глубоком сне. Своей молнией Индра рассёк плод на семь частей, каждая из которых превратилась в младенца и принялась плакать. Тогда Индра рассёк каждого из них ещё на семь частей. После этого все сорок девять младенцев в отчаянии взмолились перед Индрой, который пощадил их. Встав с ложа, Дити увидела сорок девять марутов вместе с Индрой. Они сияли, словно огонь, и были дружелюбно настроены к Индре. Тогда Дити откровенно поведала Индре о своих былых намерениях, а Индра рассказал ей о своих. Вместо того чтобы продолжать свою вражду, они раскрыли друг перед другом свои сердца. Затем Индра выразил Дити почтение, и с её позволения вернулся на райские планеты в сопровождении марутов.