"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог".
Евангелие от Иоанна.
Итак, друзья, я продолжаю тему работы с детской тревогой в когнитивно-поведенческом методе. Предыдущие статьи по этому вопросу вы найдёте вот здесь...
Упражнение КПТ по работе с детской тревогой. Игра в детектива.
Упражнения КПТ по работе с детской тревогой. Стоп, перемотка! Взвесь своё беспокойство!
Упражнение КПТ по работе с детской тревогой "Твоё беспокойство".
Сегодня мы обсудим одну из ключевых техник когнитивно-поведенческого подхода (как для детей, так и взрослых) - АВСДЕ-анализ.
Эта техника позволяет понять, что не сами события вызывают наши эмоциональные отклики, а то, как мы оцениваем протекающие события через первичные, привычные схемы - автоматические мысли-оценки, которые порой нуждаются в пересмотре, с дальнейшим улучшением ситуации.
Техника также учит ребёнка совершать анализ своего душевного состояния, дифференцируя чувства, мысли и ощущения по событию.
Работа по анализу проводится в специальной таблице. Где...
А - это активирующее событие, ситуация, которая вызвала трудное, душевное состояние, триггер. Основной вопрос: "Что случилось?! Дополнительные вопросы: где происходило событие, кто был вокруг, как протекало и прочее - все детали! Это запустит необходимые импульсы в нейронных сетях ребёнка, он доподлинно вспомнит мысли, чувства, ощущения и действия по событию.
В - автоматические мысли - внутренние психологические привычки, определяющие наши эмоциональные состояния. Задаём вопрос: "Какие мысли вызвала ситуация?"
С - эмоции на событие. Задаём вопрос: "Что ты почувствовал тогда? Описываем эмоции".
Д - действия по событию. Задаём вопрос: "Как ты повёл себя в тот момент? Что ты делал?"
Е - физиологические реакции по событию (ощущения в теле: частота дыхания, сердцебиение, жар/холод, напряжение мышц и так далее). Задаём вопрос: "Что происходило в тот момент с твоим телом? Как оно реагировало?"
Перед началом работы резонно привести иллюстрацию, в которой видно, что не само событие, а его субъективная оценка вызывает эмоцию. Например...
Вариант I. Дезадаптивная схема поведения в триггерной ситуации.
А - завтрашняя контрольная. В - "Я плохо напишу и получу двойку". С - чувствую большое волнение. Д - хожу из угла в угол, начинаю грызть ногти, иду к холодильнику и ем сладости. Е - бурчание в животе, холод в груди, мурашки.
Вариант II. Адаптивная схема поведения в триггерной ситуации.
А - завтрашняя контрольная. В - "Подготовлюсь и попробую сдать". С - чувствую лёгкое волнение. Д - сажусь готовиться, занимаюсь. Е - небольшое напряжение в животе, которое довольно быстро уходит.
Варианты таблиц анализа состояний могут немножечко отличаться, но цель работы одна - выявить и заменить дезадаптивную первичную мысль, так как именно она определяет результат состояния.
От того, что мы думаем о событии (от волшебного пункта В), зависит результат ситуации - наши чувства (С) и поведение (Д).
Работа с автоматическими мыслями с опорой на заполненную таблицу.
Итак, представьте, что ребёнок заполнил предложенную таблицу. Как работать с ней дальше?
I.
Выделяем автоматическую мысль: "Меня отвергнут, будут смеяться".
II.
И пробуем её заменить. Пункт В (как было сказано выше) подлежит специальной коррекции.
Спрашиваем ребёнка: "А как ещё можно оценить ситуацию? Возникают ли на этот счёт какие-то полезные мысли?"
III.
Предлагаем зафиксировать полезные мысли в специальный отдельный список.
Пример: негативная мысль: "Меня отвергнут, будут смеяться" против целого списка позитивных, полезных мыслей: 1. "У меня в школе полно друзей, и в лагере найдутся товарищи", 2. "Я интересный человек и многим могу понравиться!", 3. "Я хочу завести товарищей и сам к кому-нибудь подойду!"
IV.
А дальше просим ребёнка оттолкнуться от новых мыслей и оценить своё состояние: "Изменилось ли настроение с включением новых мыслей?"
V.
Подводим итог работы: новые мысли помогают снизить тревогу; следим за своими мыслями!
А мы, уважаемые читатели, подведём итоги нашего текущего диалога.
1. С тревогой можно справиться, имея стратегические ключи, например сегодняшнюю методику.
2. АВСДЕ-анализ - ключевая техника когнитивно-поведенческого подхода, эффективно снимающая тревогу.
3. АВСДЕ-модель позволяет понять, что не сами события вызывают эмоциональные отклики, а то, как мы оцениваем эти события посредством привычных, первичных схем - автоматических мыслей о текущем событии.
4. Первичные мысли сразу сами по себе не исчезнут. Это связано с определённой привычкой думать, зафиксированной в наших нейронных сетях. Человеку сложно управлять первой мыслью, но можно управлять второй, третьей, следующей, что можно эффективно использовать!
5. Получив автоматические мысли стоит задуматься, а как ещё можно оценить ситуацию? Дальнейшим этапом будет формулировка новых, полезных мыслей.
6. Новые мысли помогут снизить тревогу!
7. АВСДЕ-техника - ключ к управлению состоянием! Пользуйтесь на здоровье!
Уважаемые друзья, приглашаю вас, в качестве клинического психолога, психолога-консультанта, а в скором будущем системного семейного терапевта и психолога КПТ на личные консультации. Тел: 8(985)665-82-54. Пишите мне на WhatsApp.