Найти тему
Вижу красоту

1960 год: Фарфор из Дулёва и Вербилок на конкурсе

Алексей Коновалов (роспись). Юрий Ганрио (форма сервиза «Волна», 1959 год). Чайник из сервиза «Гранат». 1960. Вербилки. Высота 12 см. Государственный центральный музей современной истории России / ГИК: 39270/44-5. Госкаталог: 6143557.
Алексей Коновалов (роспись). Юрий Ганрио (форма сервиза «Волна», 1959 год). Чайник из сервиза «Гранат». 1960. Вербилки. Высота 12 см. Государственный центральный музей современной истории России / ГИК: 39270/44-5. Госкаталог: 6143557.

Друзья, рекомендую к прочтению статью из журнала «Декоративное искусство СССР» за 1960 год о конкурсной выставке новых изделий Дулёвского и Дмитровского фарфоровых заводов. Весьма интересная информация, но проиллюстрированная лишь одной фотографией. Попробую собрать изображения, упомянутых произведений. Хотя могу сразу сказать, что сегодня можно констатировать, что конкурсные изделия из Дулёва так и не были освоены в производстве.

-2
Крамаренко Л. Новая посуда // Декоративное искусство СССР, 1960. – № 2 (27). – С. 16.

Создать новые по форме тарелку, чашку или целый сервиз, быть может, более сложная задача для художника, чем создать фигурную композицию. Необычайно трудно преодолеть привычные устоявшиеся формы такого, например, повседневного предмета, как глубокая тарелка.

И вот за решение этой нелёгкой задачи взялись художники-фарфористы заводов Московской области, представившие на конкурс, объявленный Московским областным Совнархозом, образцы новой посуды.

Основной целью конкурса было создание новых моделей изделий лёгкой промышленности для массового выпуска и освоение новых видов сырья и технологии. Дать народу больше красивых, нужных, разнообразных вещей – под таким девизом проходила вся работа художников.

Юрий Ганрио (роспись и форма сервиза «Волна»). Чайник из сервиза «Майский». 1960-е. Вербилки. Высота 13 см. Тюменское музейно-просветительское объединение / ТКГ ПИ-623. Госкаталог: 4623915.
Юрий Ганрио (роспись и форма сервиза «Волна»). Чайник из сервиза «Майский». 1960-е. Вербилки. Высота 13 см. Тюменское музейно-просветительское объединение / ТКГ ПИ-623. Госкаталог: 4623915.

На конкурсную выставку Дулёвским и Дмитровским заводами были представлены новые по форме и росписи сервизы, декоративные вазы, чашки, детская посуда и другие изделия.

Очень ценно, что каждый художественный коллектив подошёл к решению задачи по-своему, исходя из сложившегося художественного почерка и собственных традиций.

Тамара Воскресенская. Сервиз «Яблоко» // Декоративно искусство СССР, 1961. – № 10.
Тамара Воскресенская. Сервиз «Яблоко» // Декоративно искусство СССР, 1961. – № 10.

Так, чайные сервизы «Яблоко» и «Русский» (автор Т. Воскресенская), созданные на Дулёвском заводе, отличаются особой сочностью форм, крупны и несколько приземисты по пропорциям, они скульптурны и несут в себе тонко уловленный элемент народности. Особенно пластичен сервиз «Яблоко». Он действительно навеян формой яблока, но, схватывая характерную округлость этого плода, автор не копирует натуру. На сервиз хорошо ложится роспись, выполненная широким лаконичным мазком (художник В. Яснецов) или крупным красочным пятном (художник В. Колосов).

Совсем иного характера сервизы созданы на Дмитровском заводе, например «Волна» и «Северный» скульптора Ю. Ганрио. Они отличаются тонкостью и изяществом, более сухим рисунком форм, камерностью своего облика. Особенно интересен сервиз «Волна» с оригинальными ручками.

Юрий Ганрио (роспись и форма сервиза «Волна»). Чайник из сервиза «Вальс». 1959. Вербилки. Высота 12 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КСФР-747/1. Госкаталог: 3670496.
Юрий Ганрио (роспись и форма сервиза «Волна»). Чайник из сервиза «Вальс». 1959. Вербилки. Высота 12 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КСФР-747/1. Госкаталог: 3670496.

Легко заметить, что каждый из названных сервизов Дулёвского и Дмитровского заводов отражает направление художественных поисков своего завода. И такое разнообразие творческих почерков коллективов предприятий нужно всячески приветствовать.

Готовясь к конкурсу, Дулёвский завод добился большого успеха в своей работе над новыми формами. Ведь до настоящего времени дулёвцы, как правило, ограничивались лишь оформлением одних и тех же традиционных форм посуды, без какой-либо попытки их изменения. Возможно, этим и объясняется недоработка некоторых новых вещей, их эскизность и незавершённость деталей. Однако мы надеемся, что художники Дулёва будут продолжать работу и доведут свои интересные замыслы до законченных произведений.

Дмитровский завод уже несколько лет постоянно и успешно работает над новыми формами изделий, поэтому его конкурсные вещи отличаются завершённостью и хорошей отделкой.

Декоративное искусство СССР, 1961. – № 2.
Декоративное искусство СССР, 1961. – № 2.

Создание новой формы столового сервиза – настоящее событие в жизни фарфоровой промышленности. И такой сервиз, под названием «Современный», создан главным художником Дулёвского завода П. Леоновым и отмечен жюри конкурса как отличный.

Крупные лаконичные формы, сочетание ясной архитектоники с пластичностью составляют его достоинства. Названные качества лучше всего выразились в самом большом предмете – суповой миске. Удачной находкой является замена обычной глубокой тарелки мисочкой. Такое решение утилитарно оправданно, свежо и современно. Но все же художник не избежал некоторого упрощенчества в формах предметов.

Ценна и интересна работа художницы Т. Воскресенской над формами чашек. Они внесут разнообразие в нашу массовую продукцию.

Несколько крупных декоративных ваз создано художниками П. Леоновым и Е. Смирновым.

-8

С сожалением приходится отметить, что в росписях фарфора на этот раз очень мало новых оригинальных композиций.

За исключением росписи сервизов «Яблонька» М. Шепелевой (Дулёвский завод) и О. Каховского «Лютик» (Дмитровский завод) и некоторых хорошо найденных цветовых решений Е. Смирнова, трудно назвать какие-либо удачные произведения.

Клавдия Паникова (роспись). Юрий Ганрио (форма сервиза «Волна», 1959 год). Чайник из сервиза «Олени». 1960. Вербилки. Высота 12 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 12169/1. Госкаталог: 39243635.
Клавдия Паникова (роспись). Юрий Ганрио (форма сервиза «Волна», 1959 год). Чайник из сервиза «Олени». 1960. Вербилки. Высота 12 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 12169/1. Госкаталог: 39243635.

После внимательного рассмотрения и обсуждения изделий среди предприятий лёгкой промышленности Мособлсовнархоза Дмитровскому и Дулёвскому заводам присуждены две вторые премии.

Александра Чекулина (рисунок). Юрий Ганрио (форма «Волна», 1959). Чайник «Снежок». 1960-е. Вербилки. Высота 12,2 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КП-39044. Госкаталог: 38432077.
Александра Чекулина (рисунок). Юрий Ганрио (форма «Волна», 1959). Чайник «Снежок». 1960-е. Вербилки. Высота 12,2 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КП-39044. Госкаталог: 38432077.

За большую творческую и организационную работу особо отмечены главный художник Дулёвского завода П. Леонов и главный художник Дмитровского завода Е. Смирнов, а также художники по форме Т. Воскресенская и Ю. Ганрио.

Конкурс на новые изделия лёгкой промышленности прошел успешно, но это только начало. Теперь перед фарфоровой промышленностью стоит задача в начале 1960 года обновить свою продукцию, освоить новые лучшие модели, созданные художниками.

Александра Чекулина (рисунок). Юрий Ганрио (форма «Волна», 1959). Чайник. 1961. Вербилки. Высота 12 см. Музейное объединение «Музей Москвы» / 426-К. Госкаталог: 6639025.
Александра Чекулина (рисунок). Юрий Ганрио (форма «Волна», 1959). Чайник. 1961. Вербилки. Высота 12 см. Музейное объединение «Музей Москвы» / 426-К. Госкаталог: 6639025.

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив