Найти тему
Инженер идей

Путь изобретателя: сравнение трёхактной структуры Энгельмейера с ОТА (Общим Творческим Алгоритмом) и драматургическим трехактом

Сравнение «трёха́кта» Энгельмейера с ОТА и драматургическим трёхактом позволяет нам глубже понять универсальность творческого процесса. Несмотря на разные сферы применения — техника, искусство, повседневная жизнь, — мы видим общие закономерности, общую логику развёртывания творческой мысли. Это подтверждает мысль Энгельмейера о том, что творчество пронизывает все сферы человеческой деятельности, что оно имеет свою внутреннюю структуру, свои этапы, свои законы.

Такое сравнение позволяет нам также оценить вклад Энгельмейера как пионера в изучении творчества. Его «трёха́кт» стал прототипом для более поздних моделей творческой рациональности, и помог нам лучше понять не только «как», но и «зачем» мы творим, какие силы движут нами на этом пути.

Энгельмейер (техническое творчество):

  1. Желание (Инстинкт/Интуиция): зарождение идеи, формулировка гипотезы.
  2. Знание (Разум/Рассуждение): разработка плана, доказательство осуществимости.
  3. Умение (Мастерство/Рефлекс): практическое воплощение, создание готового продукта.

ОТА (Общий Творческий Алгоритм):

  1. Экспозиция: описание ситуации, героя, контекста.
  2. Завязка: возникновение конфликта, проблемы.
  3. Развитие: поиск решения, борьба с препятствиями.
  4. Кульминация: пик конфликта, обнаружение ключевого противоречия.
  5. Развязка: разрешение конфликта, воплощение решения.

Несмотря на 5 элементов, они распределяются по трём актам драматургии.

Упрощённая модель ОТА:

  1. Акт 1: предконфликт.
  2. Акт 2: конфликт.
  3. Акт 3: постконфликт.

Драматургический трёхакт:

  1. Акт 1: экспозиция, завязка.
  2. Акт 2: развитие действия, усиление конфликта, кульминация.
  3. Акт 3: развязка, последствия конфликта.

Сходства:

  • Поэтапность: все три модели представляют творческий процесс как последовательность этапов, ведущих к определённому результату.
  • Конфликт как движущая сила: как в ОТА, так и в драматургии конфликт является основой сюжета, движущей силой развития. В модели Энгельмейера конфликт не так явно выражен, но он присутствует в виде проблемы, которую нужно решить, потребности, которую нужно удовлетворить.
  • Кульминация как переломный момент: во всех трёх моделях есть ключевой момент, где напряжение достигает пика, и начинается движение к разрешению конфликта/проблемы.

Отличия:

  • Количество этапов: ОТА содержит пять этапов, драматургический трехакт — три, модель Энгельмейера — три, но они не полностью совпадают с этапами драматургии.
  • Фокус внимания:
    Энгельмейер сосредоточен на внутренней логике творческого процесса, на движении от идеи к её воплощению.
    ОТА делает акцент на конфликте, препятствиях, поиске ресурсов.
    Драматургия фокусируется на эмоциональном воздействии на зрителя, на развитии персонажей.

Взаимосвязь:

  • ОТА можно рассматривать как обобщение и развитие идеи «трёхакта» Энгельмейера, расширяя ее применимость на разные виды творчества.
  • Драматургический трёхакт служит одной из основ для построения ОТА, предоставляя ему структурный каркас.

Вывод:

Все три модели отражают важные аспекты творческого процесса, но с разных точек зрения.

Энгельмейер дал нам понимание внутренней логики творчества, ОТА подчеркнул важность преодоления препятствий, драматургия показала, как творчество может воздействовать на эмоции и чувства.

Можно ли обобщить все модели?

Чтобы привести модель Энгельмейера в соответствие с моделью драматургии, можно провести следующие сравнения:

1. Желание (Инстинкт/Интуиция) <-> Экспозиция и Завязка:

  • Желание в модели Энгельмейера можно сравнить с потенциалом для конфликта, который закладывается в экспозиции драматургического произведения. Это может быть неудовлетворённая потребность, противоречие, проблема, которая ещё не проявилась в полной мере, но уже содержится в зародыше.
  • Интуитивный проблеск новой идеи — это аналог завязки, когда конфликт выходит на поверхность, и начинается развитие сюжета.

2. Знание (Разум/Рассуждение) <-> Развитие действия:

  • Этап знания в модели Энгельмейера соответствует развитию действия в драматургии. Это период активного поиска решения, преодоления препятствий, испытаний. Изобретатель, как и герой драмы, должен проявить настойчивость, смекалку, мобилизовать все свои ресурсы, чтобы достичь цели.

3. Умение (Мастерство/Рефлекс) <-> Кульминация и Развязка:

  • Этап умения — это аналог кульминации и развязки в драматургии. Изобретатель, овладев необходимыми знаниями и навыками, способен воплотить свою идею в реальность. Это момент торжества, победы над проблемой, достижения желаемого результата. Он аналогичен разрешению конфликта в драматургическом произведении, когда герой преодолевает все испытания и добивается своей цели.

Дополнительные соответствия:

  • «Мысленный эксперимент» в модели Энгельмейера можно сравнить с внутренними монологами героев в драматургии, когда они проигрывают в своём сознании разные варианты действий, прежде чем сделать окончательный выбор.
  • Неудачи и ошибки изобретателя — это аналог перипетий в сюжете драмы, которые усложняют путь героя, но делают его более интересным и насыщенным.

Такое сопоставление моделей показывает, что творческий процесс, независимо от сферы его проявления, имеет общие закономерности, общую драматургию. Он всегда начинается с желания, проходит через этап познания и завершается практическим воплощением идеи.

Теория общего творческого алгоритма.