Он был не просто инженером и философом техники, но и подлинным первопроходцем в области, которая сегодня называется наукой о творчестве. В то время, когда творчество считалось уделом исключительно художников и поэтов, он смело утверждал, что творческий процесс пронизывает все сферы человеческой деятельности, в том числе и технику. Он видел глубокие аналогии между процессом создания технических изобретений и творением произведений искусства, между работой инженера и работой художника, писателя, композитора. Он описывал взаимосвязь техники, религии, драматургии и других видов искусства, подчёркивая, что все они питаются из одного источника — творческой энергии человека.
Его книга «Творческая личность и среда в области технических изобретений» может быть рассмотрена как прототип современных теорий развития творческой личности, таких как ТРТЛ Генриха Альтшуллера, автора ТРИЗ. И не случайно, что оба этих выдающихся мыслителя — Энгельмейер и Альтшуллер — жили и работали в Баку, городе, где бурлящая атмосфера технического прогресса и культурного многообразия стимулировала поиск новых идей, новых подходов к пониманию творчества.
Пётр Климентьевич Энгельмейер оставил в Баку живой след творчества, его идеи нашли своё продолжение в работах Альтшуллера и других исследователей творческого процесса.
Пионер науки о творчестве
В бурном вихре технического прогресса конца XIX — начала XX века нелегко было услышать голос отдельного человека, пытающегося осмыслить грандиозные изменения, происходящие в мире. Но именно в это время в России зазвучал голос инженера, изобретателя и мыслителя Петра Климентьевича Энгельмейера (1855-1942), одного из основоположников философии техники, человека, который стремился понять не только как работают машины, но и как они меняют нашу жизнь, культуру, само мышление.
Энгельмейер не был кабинетным учёным, оторванным от реальной жизни. Он получил блестящее инженерное образование в Императорском Московском техническом училище (ныне МГТУ им. Баумана), работал на заводах в России и Германии, изобретал, преподавал, писал статьи и книги, активно участвовал в деятельности технических обществ. Его жизненный путь был неразрывно связан с техникой, он видел её триумфы и провалы, восторги и разочарования. И именно эта глубокая погружённость в мир техники позволила ему сформулировать идеи, которые не только не утратили своей актуальности, но и приобрели особую значимость в наш век стремительного технологического развития.
В этой статье мы попытаемся проследить жизненный путь и творческую эволюцию Петра Климентьевича Энгельмейера, понять ключевые идеи его «философии техники», оценить его вклад в развитие автомобилестроения и, наконец, задуматься над тем, насколько его взгляды помогают нам сегодня осмыслить вызовы, которые бросает человечеству современный технологический прогресс.
Происхождение и детские годы
Пётр Климентьевич Энгельмейер появился на свет 29 марта (10 апреля) 1855 года в Рязани, в семье, где переплелись немецкие и русские корни, а служение государству и интерес к наукам передавались из поколения в поколение. Его дед, выходец из Германии, достиг в России значительных высот, став начальником медицинского управления в Вологде и получив чин действительного статского советника. Отец Петра Климентьевича, унаследовав от отца не только тягу к знаниям, но и практичный склад ума, успешно управлял имением недалеко от Рязани. Мать, урождённая Таптыкова, происходила из мелкопоместного дворянского рода. Помимо имения, семья владела домом в Москве, где и проводила значительную часть времени.
Эта среда, где сочетались практичность помещичьего быта с интеллектуальными запросами столичного общества, сыграла важную роль в формировании личности будущего инженера и мыслителя. С детских лет Пётр проявлял живой интерес к технике, часами пропадая в мастерской деда, где с любопытством наблюдал за работой столяров и слесарей, впитывая в себя не только запах дерева и железа, но и саму атмосферу созидательного труда. Эти ранние впечатления, безусловно, повлияли на его выбор жизненного пути, определив его страсть к инженерному делу, которую он пронесёт через всю свою долгую и плодотворную жизнь.
На пути к инженерному призванию: от мастерской деда до заводских цехов
Как мы уже знаем, с детства Пётр Климентьевич проявлял неподдельный интерес к технике. В отличие от многих своих сверстников, он не просто играл с механическими игрушками, а стремился понять, как они устроены, пытался их разбирать и собирать. Мастерская деда стала для него настоящей школой, где он приобщался к тайнам ремесла, учился работать руками, чувствовать материал.
Неудивительно, что, окончив гимназию, Энгельмейер без колебаний выбрал для себя инженерное образование. В 1875 году он поступил в Императорское Московское техническое училище (ИМТУ) — один из лучших технических вузов России, известный своим практическим подходом к обучению. Здесь он получил не только прочные теоретические знания, но и важный практический опыт, работая в мастерских училища, участвуя в разработке реальных инженерных проектов. В 1881 году он успешно окончил ИМТУ, получив диплом инженера-механика.
Получив диплом, Энгельмейер не ограничился работой в какой-то одной области техники. Он стремился расширить свой кругозор, познать разные стороны инженерного дела. Он работал на различных заводах в России и Германии, знакомился с передовыми технологиями, изучал организацию производства, совершенствовал свои практические навыки. Его интересовали не только чисто технические задачи, но и экономические, социальные аспекты инженерной деятельности.
Энгельмейер не замыкался в рамках узкой специализации. Он считал, что инженер должен быть не только практиком, но и мыслителем, способным осмыслить значение техники для общества, её роль в прогрессе человечества.
Он читал лекции по механике в средних технических школах, вёл занятия с рабочими, стремясь дать им не только практические знания, но и понимание общих принципов работы машин. Позднее он преподавал в ИМТУ, а также в Бакинском политехническом институте, где читал курсы по истории и философии техники.
После революции судьба забросила Энгельмейера в Баку, кипящий, многонациональный город, стремительно превращавшийся в нефтяную столицу Российской империи. Здесь, на берегу Каспийского моря, где сталкивались восточный колорит с европейской прагматичностью, возник уникальный сплав культур, языков, традиций. Баку привлекал талантливых инженеров со всей страны, стремившихся приложить свои знания и энергию к освоению «чёрного золота», строительству новых заводов, прокладке нефтепроводов. Город бурлил новой жизнью, он дышал амбициозными планами, смелыми проектами. И именно здесь, в атмосфере творческого поиска, инженерного энтузиазма, Энгельмейер нашёл применение своим талантам, преподавая историю и философию техники в Бакинском политехническом институте, делясь со студентами не только знаниями, но и своим видением роли техники в преобразовании мира. В этом городе, ставшем символом индустриальной мощи России, а затем и Советского Союза, Энгельмейер продолжал свою миссию — миссию мыслителя, стремящегося понять не только «как», но и «зачем», не только технические детали, но и философский смысл технического прогресса.
Энгельмейер активно участвовал в общественной жизни инженерного сообщества. Он был членом многих технических обществ, в том числе Политехнического и Российского технического общества. Он выступал с докладами на научных конференциях, публиковал статьи в технических журналах. Особое значение имела его издательская деятельность: он был редактором и издателем журнала «Техник», который стал платформой для обсуждения актуальных проблем инженерного дела и технического прогресса.
Таким образом, Пётр Климентьевич Энгельмейер был не только талантливым инженером-практиком, но и глубоким мыслителем, который стремился соединить технические знания с философским осмыслением роли техники в жизни общества. Этот синтез практики и теории, инженерного дела и философии стал отличительной чертой его творчества, определив его место в истории российской науки и техники.
Мыслитель в мире машин: философское осмысление техники
Пётр Климентьевич Энгельмейер не ограничивался решением узко технических задач. Его ум стремился к обобщениям, к пониманию глубинных связей между техникой и человеком, техникой и обществом. Он принадлежал к тому редкому типу инженеров, которые умеют не только конструировать машины, но и осмысливать их значение для цивилизации. Его работы положили начало формированию «философии техники» в России — дисциплины, которая изучает не только внутреннюю логику развития техники, но и её влияние на все сферы человеческой жизни.
В чём же заключались основные идеи «философии техники» Энгельмейера? Прежде всего, он отстаивал мысль, что техника — это не просто набор инструментов и механизмов, а самостоятельная сила, формирующая облик современного мира. Он видел в технике важнейший фактор прогресса, способный решить многие социальные проблемы, улучшить условия жизни людей. Но вместе с тем он предостерегал от опасности «техницизма» — слепой веры в то, что техника может решить все проблемы, что она сама по себе является гарантом счастья и благополучия. Энгельмейер подчёркивал, что техника должна служить человеку, а не наоборот, что необходимо контролировать её развитие, оценивать её последствия для окружающей среды и для самой человеческой природы.
Одной из центральных тем в работах Энгельмейера было взаимодействие техники и науки. Он отмечал, что техника развивается на основе научных знаний, использует законы природы, открытые учёными. Но вместе с тем он подчёркивал, что и техника в свою очередь стимулирует развитие науки, создаёт новые задачи для исследователей, поставляет им новые инструменты и методы. Этот симбиоз техники и науки, по мнению Энгельмейера, является одним из главных двигателей прогресса.
Особое место в философии техники Энгельмейера занимает его теория изобретательства, которую он назвал «эврологией». Он выделял три основных этапа в процессе создания изобретения: желание (потребность), знание (поиск решения) и умение (практическое воплощение). При этом он подчёркивал важную роль интуиции, творческого озарения, которое часто является первым шагом к новому открытию. Но интуиция, по мнению Энгельмейера, должна быть дополнена рациональным анализом, тщательной проработкой идеи, проверкой её на практике.
Энгельмейер видел в технике не только средство удовлетворения материальных потребностей, но и важнейший фактор культуры. Он писал о том, что техника меняет наш образ жизни, формирует новые привычки, влияет на наше восприятие мира. Новые технологии порождают новые формы искусства, новые способы коммуникации, новые ценности. Он призывал к осознанному и ответственному отношению к технике, к пониманию её влияния на человеческую культуру и цивилизацию.
Философские взгляды Энгельмейера отличались оптимизмом, верой в прогресс, в возможности человеческого разума. Но этот оптимизм не был слепым и безоговорочным. Он предупреждал об опасности технократии, о том, что техника может стать инструментом власти, подавления, манипулирования людьми. Он призывал к созданию такой «философии техники», которая помогла бы человеку не только понять, но и управлять развитием техники, направить её на путь созидания, а не разрушения.
За рулём прогресса: Энгельмейер и становление автомобильной эры в России
Прозорливый ум Энгельмейера не мог обойти стороной одно из самых ярких и многообещающих изобретений конца XIX века — автомобиль. В этой «самодвижущейся повозке» он увидел не просто забавную игрушку для богатых, а предвестника новой эпохи в транспорте, которая изменит облик городов, привычки людей, сам ритм жизни.
С 1909 года Энгельмейер начинает преподавать курс автомобилестроения в ИМТУ, делясь со студентами не только техническими знаниями, но и своим энтузиазмом, своей верой в большое будущее автомобиля. В 1916 году он публикует одну из первых в России книг, посвящённых автоделу — «Катехизис шофёра». Эта книга, написанная ясным и доступным языком, была рассчитана не только на специалистов, но и на широкий круг читателей, желающих познакомиться с устройством автомобиля, научиться им управлять.
Но Энгельмейер не ограничивался теоретическими исследованиями. Он стремился продемонстрировать на деле возможности нового вида транспорта, его надёжность и практичность. В 1908 году он совершает вместе со своим сыном автопробег из Парижа в Москву — подлинный подвиг для того времени, когда автомобильные дороги были далеко не совершенны, а сами автомобили ещё не отличались высокой надёжностью. Этот автопробег стал не только личным приключением, но и важным общественным событием, привлёкшим внимание к автомобилю, способствовавшим его популяризации в России.
Свои впечатления от поездки Энгельмейер описал в книге «Париж-Москва на автомобиле». В ней он не только рассказывает о преодолённых трудностях, но и делится своими размышлениями о том, как автомобиль меняет наш мир, какие новые возможности он открывает перед человеком.
Энгельмейер видел в автомобиле не только удобное средство передвижения, но и символ технического прогресса, проявление творческого гения человека. Он верил, что автомобиль сыграет важную роль в развитии общества, способствуя экономическому росту, расширению культурных связей, улучшению качества жизни. И время показало, что он был прав.
Живое наследие: Энгельмейер и вызовы технологической эпохи
Пётр Климентьевич Энгельмейер ушёл из жизни в тяжёлом 1942 году, когда грохот войны заглушал все другие голоса. Он прожил 87 полных лет. Его идеи, его «философия техники» не канули в лету. Они сохранили свою жизненность, свою актуальность, обретя новое звучание в нашу эпоху стремительного технологического развития.
Влияние Энгельмейера на развитие философии техники в России было значительным, хотя и не всегда очевидным. В советское время его имя было практически забыто, его работы не переиздавались, его взгляды подвергались критике как «идеалистические» и «буржуазные». Но интерес к его наследию возродился в последние десятилетия, когда стала очевидна необходимость философского осмысления технологического прогресса, его социальных и культурных последствий. Сегодня идеи Энгельмейера вновь изучаются, его книги переиздаются, его имя занимает достойное место в истории российской философии.
Но значимость Энгельмейера не ограничивается рамками одной страны. Его работы переведены на многие языки, они известны и изучаются философами техники во всем мире. Его идеи о взаимодействии техники и науки, о роли интуиции в процессе изобретательства, о технике как факторе культуры нашли отклик у многих мыслителей, став частью общемирового интеллектуального наследия.
В современном мире, где технологический прогресс идёт стремительными темпами, где новые технологии меняют нашу жизнь буквально на глазах, взгляды Энгельмейера приобретают особую актуальность. Он призывал к осознанному, ответственному отношению к технике, к пониманию того, что техника — это не только инструмент, но и сила, способная как созидать, так и разрушать. Он подчёркивал необходимость этического осмысления технологического прогресса, поиска гармонии между техникой и человеком, техникой и природой.
Сегодня мы стоим перед новыми вызовами, связанными с развитием искусственного интеллекта, биотехнологий, нанотехнологий. Эти технологии открывают перед человечеством невиданные ранее возможности, но вместе с тем несут в себе и новые опасности. И в этой ситуации нам как никогда важно помнить предостережения Энгельмейера, его призыв к разумному, гуманному использованию техники, к поиску такого пути развития, который привёл бы к расцвету человеческой цивилизации, а не к её гибели.
Взгляд в будущее: Энгельмейер в XXI веке
Жизнь и творчество Петра Климентьевича Энгельмейера — яркий пример того, как инженерный гений может сочетаться с философской глубиной, а практическая деятельность — с стремлением к осмыслению глобальных проблем. Он был не только талантливым изобретателем, но и провидцем, который увидел в технике мощную силу, формирующую облик современной цивилизации.
Его «философия техники», проникнутая верой в прогресс и одновременно предостерегающая от его возможных негативных последствий, звучит сегодня особенно актуально. В век стремительного развития искусственного интеллекта, биотехнологий, нанотехнологий мы нуждаемся в этическом осмыслении технологического прогресса, в поиске гармонии между техникой и человеком, техникой и природой.
Энгельмейер оставил нам богатое наследие — свои инженерные разработки, философские труды, публицистические статьи. Но его главный завет — это призыв к ответственности за то, как мы используем технику, какой мир мы строим с её помощью. И этот завет заслуживает самого внимательного изучения и обсуждения — как среди специалистов, так и среди широкой общественности.
Дальнейшие исследования жизни и творчества П. К. Энгельмейера могут быть направлены на более глубокое изучение его философских взглядов, их источников и влияний, их связи с его инженерной деятельностью. Важно также исследовать рецепцию его идей в России и за рубежом, их место в истории философии техники. Особый интерес представляют его взгляды на взаимодействие техники и культуры, на этические проблемы технологического прогресса.
Изучение наследия Энгельмейера может помочь нам не только лучше понять прошлое, но и найти ответы на вызовы настоящего, определить направление движения в будущее —будущее, в котором техника станет не угрозой, а союзником человека в его стремлении к созиданию, к гармонии, к процветанию.
Сочинения
1. Энгельмейер П. К. Изобретения и привилегии. Руководство для изобретателей со вступительным письмом графа Л. Н. Толстого. М., 1887.
2. Энгельмейер П. К. Технический итог XIX-го века. М., 1898.
3. Энгельмейер П. К. Теория творчества. СПб., 1910.
4. Энгельмейер П. К. Творческая личность и среда в области технических изобретений. СПб., 1911.
5. Энгельмейер П. К, Философия техники. М., 1912 – 1913. Вып. 1-4.
6. Энгельмейер П. К. Как надо и как не надо изобретать. М., 1925.
7. Энгельмейер П. К. О техницизме нашей эпохи // Вестник инженера. 1929. №11-12.
________________________________