Когда говорят о том, что дети копируют поведение взрослых (думаю, что это уже ни для кого не является открытием), то часто имеют в виду что-то внешнее. Например, если родитель ведёт ребёнка через дорогу на красный свет, то бесполезно потом объяснять ребёнку "это только со мной так можно, а одному нельзя" - не работает. Ребёнок воспринимает мир глазами и образами.
Однако, проблема - то на самом деле глубже. Дети не только копируют наше поведение. Они копируют и наше состояние - то, как мы себя ведём в общении с людьми, как мы себя проявляем в обществе, какие планы мы строим на жизнь, какими ценностями мы руководствуемся. Всё это проскальзывает в наших повседневных словах, микродвижениях, выражении лица, реакциях - которые дети легко улавливают даже не осознавая этого и легко начинают применять.
- Можно сколько угодно объяснять ребёнку, что важно быть эмоционально сильным и уметь себя защищать. Но если сама мама при этом находится в разрушающих отношениях и не может себя защитить - ребёнок этому не научится.
- Можно говорить о том, что важно уважительно относиться к старшим, но если папа при этом ругает свою тёщу последними словами как только она уедет или стоит со скучающим скептическим выражением лица когда она говорит - ничего не получится.
- Можно убеждать ребёнка в том, как важно верить в себя и добиваться целей, но если при этом родители махают рукой на собственное развитие и достижения и постоянно говорят о себе "мы уже всего достигли что хотели" или "нам уже ничего и не надо для жизни", это не даёт ребёнку никакой почвы для движения вперёд.
Если родители хотят, чтобы ребёнок обращался вовремя за поддержкой - важно самим за этой поддержкой обращаться. Если хотят, чтобы ребёнок ощущал себя защищённым - важно чтобы родители себя ощущали защищёнными. Если родители хотят, чтобы ребёнок радовался жизни - важно и самим внутри найти чему радоваться. Если хотят, чтобы рос смелым, открытым к миру и деятельным - важно и в своей жизни рисковать, пытаться что-то делать.
Довольно распространённая ситуация: когда родители обращаются за помощью с проблемным ребёнком, часто достаточно лишь немного подкорректировать "образ" и "отражение" подстраивается автоматически.
Автор: Светлана Сахарчук
Психолог, гештальт-терапевт
Будем благодарны за Ваши мнения, опыт, примеры из личной жизни → поделитесь в комментариях. С автором можно связать и получить консультацию