Найти тему

Когда Фемида беспристрастна...

кадр из фильма "Народ против Ларри Флинта" (1996) реж. Милош Форман
кадр из фильма "Народ против Ларри Флинта" (1996) реж. Милош Форман

"Да здравствует наш суд — самый гуманный суд в мире!"

Цитата из советской комедии "Кавказская пленница"

Фемида с завязанными глазами и с весами. Глазами мы оцениваем окружающий мир, людей, себя. Глаза создают наши предпочтения. Завязанные глаза — символ беспристрастности суждений. Когда мы, например, пробуем разные сорта сыра, важно не видеть их, чтобы наши знания о марках не влияло на нашу оценку. Если человек не знает, что за сыр он пробует, он сконцентрируется исключительно на своих вкусовых предпочтениях, а не на навязанных образах маркетинга.

Весы, как многие думают, взвешивают достоинства и недостатки подсудимого, улики за и против его виновности. И в этом состоит принципиальная ошибка, неправильный образ Фемиды, а с ней и всей судебной системы. Прежде чем пояснить, почему этот образ неверен, и приводит к естественному и логичному вырождению суда в образ карающего меча государства, надо понять, как вообще формируются наши установки о системе жизнеустройства общества.

-2

Фемида — это богиня древнегреческой мифологии. И если посмотреть внимательно, то очень много сторон нашей жизни базируются именно на этой мифологии. Есть небожители, Олимп богов, есть герои, которые наполовину являются детьми богов, наполовину — дети смертных. И как всегда, есть простой народ, который боги, в основном, используют в своих целях. Среди богов — своя иерархия. Но боги показаны довольно жестокими, корыстными, коварными. Они постоянно плетут свои интриги, пытаясь что-то получить для своей пользы. Особенно это касается борьбы за власть. Разве не так же устроена жизнь нашей цивилизации? Очень хорошо это подтверждается в искусстве. Современный бестселлер, сага о Гарри Поттере целиком построена на принципах греческой мифологии. Вместо богов — маги, волшебники. Простой народ для магов — магглы. И есть полукровки, аналог героев, один из родителей которых маг, а второй маггл.

В иерархическом обществе есть право сильного. Как у Достоевского: "тварь я дрожащая или право имею". Таким правом наделяются властные элиты. И так как элиты олицетворяют собой управление государством, то государство в их понимании — это машина, инструмент для удержания народа в рамках господствующей концепции, идеологии. Не имеет значения, какой политический строй в данный момент в данном государстве. Социализм, коммунизм, авторитаризм, капитализм, демократия и т.д. Всегда при любом политическом режиме будет властная элита, которая изобретает способы давления на своих граждан. Потому что насилие — основная идея мифологии нашей современной цивилизации.

Но вернёмся к теме правосудия. Чтобы понять, как работает эта система, надо упростить задачу. Начнём с того, что суд появился тогда, когда возникли взаимоотношения между людьми. Любые взаимоотношения между людьми — это конфликт интересов. И необходим посредник, арбитр, медиатор, способный беспристрастно разрешить спор. Беспристрастно решить спор сможет только человек, у которого в этом споре нет интереса. Тогда он сможет выслушать одинаково внимательно обоих спорщиков, взвесить доводы одного и другого, а затем дать свой совет или решение. Всё зависит от того, в каком качестве он пришёл к спорщикам: решателем, судьёй или советником, консультантом.

Из этого примера мы видим, что в любом споре, конфликте всегда есть 2 стороны. С точки зрения посредника (судьи), это две равноправные стороны. Ни у кого нет никаких преимуществ перед судьёй, перед его решением. Например, один человек обвинил своего соседа в том, что он украл у него с поля картофель. Сосед отрицает этот факт. Мы не можем сделать первоначальный вывод о том, что второй сосед обвиняемый, а первый — обвинитель только потому, что первый сделал такое заявление. Это конфликт. Это двусторонний конфликт. И вот какой образ у меня складывается. Те самые весы Фемиды нужны не для того, чтобы взвешивать улики "за" и "против" второго соседа. Они нужны, чтобы положить на одну чашу весов доводы первого соседа, а на вторую — доводы второго. И посмотреть, в чью пользу они склонятся. При этом, в качестве двух сторон может выступать и две группы людей, два сообщества (например, 2 деревни), или группа людей и один человек (жители одной деревни против одного своего жителя) и т.д. Назовём их субъектами, чтобы не делать различий между численностью конфликтующих.

Перейдём к более сложной модели, имея уже опыт предыдущего примера. Итак, мы решили, что суд рассматривает двусторонний конфликт интересов двух субъектов. Тогда как нам уложить в эту схему современный суд, где на скамье подсудимых почему-то сидит только один субъект, одна сторона конфликта. Или это что-то другое? Где же две конфликтующие стороны? Почему они здесь не просматриваются?

А вот и не правда ваша, тётенька! Они есть. Вспомним такой американский фильм, основанный на реальной истории "Народ против Ларри Флинта". В оригинале это звучит так: The People vs. Larry Flynt. Vs. — это латинское versus, что означает и в английском языке противостояние двух равноправных сторон. Если играет в футбол, скажем, "Спартак" и "Локомотив", то это будет звучать так же: "Спартак" vs. "Локомотив". Равноправный игровой спор двух команд.

Ну вот, мы нашли двух субъектов в примере с фильмом: народ и Ларри Флинт. Можно немного изменить формулировку: государство и Ларри Флинт. Таким образом, мы нашли двух спорящих субъектов. Есть субъект государство, или одна из его структур, которая считает, что с ней несправедливо обошёлся другой субъект, нанеся государству ущерб. Второй субъект отрицает этот факт. Тогда задача весов Фемиды — взвесить аргументы одного субъекта (государства, общества, народа) и аргументы другого (организации, гражданина, группы людей). И не имеет значения, кто в результате подавал жалобу. Например, любой гражданин может по такой же схему судиться с государством на предмет какой-либо полученной им обиды от своего государства. Это равноправный спор. И чаши весов предоставлены обеим сторонам.

Но в реальности в современном суде это не работает. И причина — в той самой модели жизнеустройства, основанной на мифологии Древней Греции. Правящая элита приватизировала понятие государства. Она использует его в своих интересах. И суд не является независимой беспристрастной инстанцией. Глаза у суда открыты. А значит, что он изначально работает на право сильного. Поэтому у современной Фемиды меч карающий. Суд обслуживает интересы государства, защищает целостность, незыблемость, нерушимость политического строя, и в этом его корыстность, заинтересованность. Поэтому и весы используются по-другому. Поэтому на весы кладутся доводы и аргументы в пользу обвиняемого (на одну чашу) или улики, свидетельствующие против обвиняемого (на другую чашу). И термин обвиняемый возникает именно потому, что нет никакого равноправия между государством и тем, кто оказался на скамье подсудимых. И именно поэтому есть только сторона обвинения (прокурор) и сторона обвиняемого (защита, адвокат).

А как тогда должна работать судебная система, если распространить на неё опыт конфликта двух равноправных сторон? Это очень важный для понимания вопрос. Ведь изменить систему мы сможем только в том случае, если сделаем новый выбор. Нам нужно осознать то, нравится или нет нам та система, которая сложилась. Если нет, то мы должны сформировать новый образ того общества, в котором мы собираемся жить. Если мы не хотим больше основываться на старой мифологии, надо формировать новую мифологию. В этой новой более справедливой модели жизнеустройства мы можем увидеть суд независимым от государства, от властных элит, от коммерческих структур, от воли конкретных людей. И тогда суд собирается для рассмотрения спора между двумя субъектами. Пусть это будет, например, государство в лице каких-то его структур и своих представителей, например, юристов. Второй стороной будет, например, человек, гражданин этого государства. Представители государства (например, полиции, налоговых органов и т.д.) считают, что этот человек нанёс ущерб государственным интересам. Но нет обвинителей и обвиняемых. Каждая сторона приводит свои доводы в пользу того, что заявляет. А суд взвешивает на весах эти доводы, и выносит свой вердикт. И тогда мир изменится, и наше сознание вместе с ним.

Разве не стоит об этом помечтать? Вы скажете, что я идеалист, фантазёр, мечтатель? Ничего подобного. Тема судебных процессов, судебных ошибок и парадоксов судебной системы очень часто звучит в киноискусстве. И это говорит о том, что существующая судебная система большую часть общества или не удовлетворяет или вызывает много вопросов. Вы сами можете вспомнить много таких кинокартин. Можете предложить свои варианты запомнившихся фильмов. Парочку предложу вам и я из того, что запомнилось, где всё не так однозначно.

"Девушка с браслетом" (Франция, 2019)

Один из редких фильмов, где авторы фильма вообще отказались от традиционного детективного сюжета с вопросом "Кто виноват?". Речь идёт о том, что единственным подозреваемым убитой является её подруга Лиз. Факты и улики то склоняют чашу весов против Лиз, то говорят о её невиновности. Два года длится процесс, и самой Лиз и её семье уже невозможно оставаться прежними. И всё это время Лиз должна носить электронный браслет. Меняется отношение к ней её бывшего окружения. Её прежний распорядок дня уходит в прошлое. Несмотря на не очень высокий рейтинг, я бы порекомендовал этот фильм к просмотру. Вы сможете очень многое вынести для себя из этого кино.

-3

"Первобытный страх" (США, 1996) с участием Ричарда Гира и Эдварда Нортона

Герой Р.Гира Мартин берётся защищать подростка (Э.Нортон), задержанного у окровавленного трупа епископа. Все улики против Аарона. Но в процессе расследования не только всплывают факты, разоблачающие коррумпированного епископа, но и выясняется, что Аарон страдает раздвоением личности. И не может быть осуждён. Но всё ли так, как это выглядит в свете собранных улик?

-4

"Экипаж" (США, 2012) реж. Роберт Земекис в гл.роли Дэнзел Вашингтон

Самолёт в результате отказа системы управления терпит аварию. Благодаря пилоту Уипу (Д.Вашингтон) удаётся совершить невероятную вынужденную посадку. Самолёт разрушен. Из 102 человек на борту погибают 4 пассажира и 2 стюардессы. Начинается расследование. Но Уип в глазах общества герой, за него известный адвокат и профсоюз. Ему, казалось, ничто не угрожает. Но выясняется, что он накануне полёта "хорошо" пил, а перед полётом приводил себя в чувство с помощью наркотиков. Из-за этого он не мог управлять самолётом, и его вёл второй пилот, когда самолёт оказался в турбулентности. И только в последний момент он взял управление на себя. Но и здесь всё складывается для Уипа благоприятно. Пробы на наркотики взяты были у Уипа с нарушениями процедуры, и не могут быть использованы в суде. И теперь только от Уипа зависит исход слушаний. Ему достаточно всё отрицать, чтобы выплыть невиновным. Каков его выбор?

-5

А каков ваш выбор? Какие фильмы про судебную систему вас задели за живое? Каким вы хотите видеть справедливый суд? Что вы вкладываете в понятие "справедливость"?