Найти в Дзене
Копилка открытий

Что смотреть, если рос в лихие 90-е?

Оглавление

Ровесники искренне недоумевают: зачем смотреть медленное и скучное старьё? Сейчас снимают ярче, зрелищнее, живее.

Кто поумнее и поглубже, обычно, постарше, замечает: «Фу, какие недалёкие, ничего не понимают, вкуса нет, ум недоразвит, способны употреблять только информационную жвачку. Поколение Пепси, что с них взять». Снисходительно улыбаются. Признаться, они в чём-то правы.

Поколение Пепси, они же миллениалы, они же поколение Y сейчас (рисовал бот). Все в своём мире, но погружены не в себя и тем более не в общение друг с другом, а в гаджеты. Где норма? Где конец нормы? Создано при помощи нейросети DALL-E
Поколение Пепси, они же миллениалы, они же поколение Y сейчас (рисовал бот). Все в своём мире, но погружены не в себя и тем более не в общение друг с другом, а в гаджеты. Где норма? Где конец нормы? Создано при помощи нейросети DALL-E

Классические фильмы стали показывать в кинотеатрах. Например, в Домжуре, Художественном, Иллюзионе. Мосфильм показывает 100 отреставрированных советских фильмов на большом экране, за что им большое спасибо. Вот только залы почти пустые, а обсудить фильм бывает не с кем.

Кадр из фильма «Сталкер» А. Тарковского. моё знакомство с фильмами, которые заставляют задуматься по-настоящему, началось с него. Не просто его смотреть новичку.
Кадр из фильма «Сталкер» А. Тарковского. моё знакомство с фильмами, которые заставляют задуматься по-настоящему, началось с него. Не просто его смотреть новичку.

Почему нам сложно подобрать ключик к умному фильму, классической музыке, литературе?

Оправдание миллениалов

Миллениалы — поколение людей, родившихся примерно с 1981 по 1996 год.

То есть лихие 90-е пришлись на детство. Это время воспринималось как весёлое приключение. Анализировать политическую ситуацию дети умеют плохо.

Сейчас выросли. Живём в гаджетах. Не говорю за всех, но многие из окружения живут так. Работают в ноутбуках. Обедают с ютубом, засыпают... тоже с ютубом. Подозреваю, что на способности мыслить это сказывается. Но так было не всегда.

Чем питались, пока росли? Нас обвиняют в том, что туповаты. И бывает. Ты — то, что ты ешь, а человек не хлебом единым сыт, но и информацией питается. Чем же мы напитались?

И можно ли винить? Ведь не сами выбирали «корм». Случаи были разные. Дело нередко обстояло так:

Родители всё время на работе. Зарплату платили не всем и не всегда. Моим не платили годами, кому-то везло больше. Старшее поколение казалось немного ошеломлённым тем, что происходило. Может быть, потому что то, чему их учили, во что они верили, разрушалось.

Дети же были предоставлены сами себе в выборе информации. Смотрели американские сериалы, музыку на MTV типа «эй, чувак, чувак, ну ты чё... хорошо быть тупой», «я сошла с ума»; шоу а ля «Бивис и Баттхед», «Симпсоны», «South Park», «Котопёс», «Happy Tree Friends» и другие немного диковатые, как кажется сейчас, передачи.

И всё это прокручивалось, как мантра, в восприимчивом сознании. К счастью, английский знали плохо, и поэтому уловили меньше смыслов.

Читали журналы: «Cool Girl», «Молоток», «Elle girl» — там объясняли, как надо выглядеть и как себя вести. Надеюсь, это исправимо, но отпечаток остался.

Обложка журнала «Молоток». Журналы покупали в ларьках, которые были на каждом шагу. Группа «Тату» была на всех обложках на протяжении нескольких лет.
Обложка журнала «Молоток». Журналы покупали в ларьках, которые были на каждом шагу. Группа «Тату» была на всех обложках на протяжении нескольких лет.

Историю в школе преподавали непонятно. Да и как преподавать, если СССР разрушился, а новых учебников нет?

Так и формировались. Родители были не против новшеств, ведь надо шагать в ногу со временем.

Журнал "Сool" был очень популярен
Журнал "Сool" был очень популярен

Выводы делались подсознательно: чтобы быть COOL, надо вести себя так.

Уроки для девочек: краситься — в блонд, жевать, надувать пузыри, худеть до дистрофии, шутить. Если тебе 15, а ты ещё не целовалась — стыдно, товарищи.

Обложка журнала Elle Girl март 2006. Стереотипы поведения: для девчонок
Обложка журнала Elle Girl март 2006. Стереотипы поведения: для девчонок

О дивный новый мир, ты ли это? Делай что хочешь. Какое там наказание? Совесть? Ценности? Не, не слышали. Точнее, краем уха.

Мультик о Бивисе и Баттхеде. Стереотипы поведения наглядно (для мальчишек и о мальчишках)
Мультик о Бивисе и Баттхеде. Стереотипы поведения наглядно (для мальчишек и о мальчишках)

Из интеллектуальных передач: «Зена — королева воинов» и «Геракл» (там всё же про мифы); отечественного производства — «Поле чудес» и «В мире животных». Последняя — прекрасная и добрая.

Драматизирую, конечно. Были хорошие и полезные передачи. Но когда тебе 12 и ты сам делаешь выбор, что смотреть, ты включаешь MTV.

Сериал «Фантастическая девушка». Достаточно милый и даже безобидный
Сериал «Фантастическая девушка». Достаточно милый и даже безобидный

Говорили, круто быть экономистом (и конечно круто), а правят всем, конечно, деньги. А за границей — рай там, недосягаемые счастливцы.

Кадр из фильма «Брат 2». Он здесь говорит: «Деньги правят миром. И тот сильней, у кого их больше». Ясное дело, что Данила Багров  — любимый и положительный герой  — так не считает, но точка зрения озвучена.
Кадр из фильма «Брат 2». Он здесь говорит: «Деньги правят миром. И тот сильней, у кого их больше». Ясное дело, что Данила Багров — любимый и положительный герой — так не считает, но точка зрения озвучена.

Откуда же крупицы смыслов? «Опасные» смыслы — чтение на лето. Бустер — отсутствие телефонов. Это как в «451 G по Фаренгейту» Брэдбери: может зародиться мысль, а книги действительно опасны. Так и есть.

Кстати, тогда читали почти все, и достаточно много читали. Может быть, не как наши дедушки и бабушки в СССР, но больше, чем сейчас.

Иллюстрация к «Войне и мирум». Какие они странно прекрасные, чистые, настоящие
Иллюстрация к «Войне и мирум». Какие они странно прекрасные, чистые, настоящие

Новые сети. Так и выросли беззаботно, глубиной мысли обременены не были. Без гаджетов росли поначалу.

А там и телефоны подразвИлись, интернет в каждом кармане, в каждом взгляде — социальная сеть; в ожиданиях — лайки.

Условные рефлексы: много лайков — приятно — погладили. Нет — ударили током. Надо больше фильтров, да поярче.

ТЦ вокруг — Эльдорадо. Походим — пошопимся. Встретишься — наболтаешься вдоволь с подругами, ведь контактов ВК море, есть что обсудить.

Так надо действовать миллениалу, чтобы быть нормальным/ Создано при помощи нейросети DALL-E
Так надо действовать миллениалу, чтобы быть нормальным/ Создано при помощи нейросети DALL-E

Это всё было длинное размышление о том, что за мусор в голове мешает понимать серьёзные фильмы. Теперь собственно о фильмах.

Фильмы — пища для ума

Кадр из фильма «Кин-дза-дза», в том числе и про упрощение языка до состояния «Ку»
Кадр из фильма «Кин-дза-дза», в том числе и про упрощение языка до состояния «Ку»

Посмотрев серьёзный фильм, можно случайно взглянуть в зеркало. Возможные последствия:

  • Потом вместо тик-тока начнёшь искать обзоры фильмов, чтобы узнать, что это было.
  • Потом станет неинтересно шопиться, дальше — прежние разговоры могут показаться пустыми.
  • Начнёшь подозревать, что инстаграм и ВК жрёт время и ещё что-то внутри.
  • И вот — сначала перестаёшь выкладывать свой обед, покупки, потом себя на море, потом удаляешь лишние приложения из телефона.
Иллюстрация к роману «О дивный новый мир»
Иллюстрация к роману «О дивный новый мир»

Вдруг меняются настройки внутри, и прежние ценности могут показаться мыльными пузырями.

Люди, которые работали над пробуждением сознания: Федерико Феллини, Ингмар Бергман, Стенли Кубрик, Андрей Тарковский
Люди, которые работали над пробуждением сознания: Федерико Феллини, Ингмар Бергман, Стенли Кубрик, Андрей Тарковский

Некоторые фильмы, заставившие меня задуматься:

  • «Список Шиндлера» (реж. Стивен Спилберг, 1993)
  • «Сталкер» (реж. Андрей Тарковский, 1979)
  • «Ностальгия» (реж. Андрей Тарковский, 1983)Зеркало (реж. Андрей Тарковский, 1975)
  • «Сквозь тёмное стекло» (реж. Ингмар Бергман, 1961)
  • «Седьмая печать» (реж. Ингмар Бергман, 1957)
  • «Шёпоты и крики» (реж. Ингмар Бергман, 1972)
  • «Земляничная поляна» (реж. Ингмар Бергман, 1957)
  • «Девять дней одного года» (реж. Михаил Ромм, 1962)
  • «С широко закрытыми глазами» (реж. Стэнли Кубрик, 1999)
  • «Андрей Рублёв» (реж. Андрей Тарковский, 1966)

Как можно дополнить список? Какие фильмы порекомендуете?

Вывод. Хочется верить, что не всё так плохо. Да, в юности и детстве могли нахвататься лишней информации, которая сильно засорила мозги. Но теперь пришло время работать над собой, узнавать историю и смотреть хорошие фильмы.