Тут вообще всё более чем странно. Поселок еще в 1962 году переименовали в Белогорск. Причем это весьма символично. Вот если посмотреть на эти места на снимке из космоса, то действительно рудник к юго-западу от станции и самого поселка действительно выглядит светлым пятном.
Кстати, там на карте можно посмотреть и петлю, которую закладывает железная дорога на пути к руднику. А всё потому, что сам поселок там как бы немного в низине - около 680 метров над уровнем моря, станция к востоку - 770 метров над уровнем моря, а вот сама гора и до 900 метров доходит. И между станцией и рудником вот такой мост есть:
Всего в поселке проживает около 2,5 тыс. чел. И львиная доля трудоспособного населения работает на нефелиновом руднике, который снабжает сырьем Ачинский глиноземный комбинат. Понятно, что раз комбинат глиноземный, то соответственно вырабатывают на нем глинозем, который затем служит основным сырьем для производства алюминия. Правда, еще делают соду и цемент. Формула же нефелина это или NaAlSiO4, или KAlSiO4. Это достаточно редкий минерал в мире. А все потому, что он относительное непрочный, легко разрушается. В мире месторождения были обнаружены в Италии недалеко от Неаполя, а также в Германии (в горах Эйфель). Переводится же нефелин как облако.
В России крупнейшим считается месторождение в Мурманской области. Однако из разрабатываемых самое крупное именно Кия-Шалтырское.
Кстати, кроме алюминия из этого минерала можно получить соду и цемент. В общем, отсюда сырье везли на Ачинский комбинат. Ну и понятно, что в таких условиях встал вопрос организации не только грузового, но и пассажирского сообщения межд этими населенными пунктами. И вот тут начинаются странности. Ни в 60-, ни в 70-е, ни в 80-е, ни даже в 90-е справочники не содержали информацию о тааком маршруте поезда. В справочнике 2004 года появляется поезд Кия-Шалтырь - Шушь. Причем появляется он в сводной таблице. № 951/952. Время в пути 2 часа 48 минут. Вечерний поезд - 13:19 - 16:07 (по московскому времени, а здесь Кемеровская область +4). А вот ни в одной из таблиц с детализацией маршрута этого поезда нет. Нет даже самой станции Кия-Шалтырь.
История повторяется и в 2009 году. Но еще более странно. Поезд № 681/682 есть в сводной таблице. Есть он и в таблице № 465. Однако в этой таблице он теряется на станции Шушь. А станции Кия-Шалтырь нет даже в алфавитном указателе. Вот скан этой страницы (см. последний столбец).
Время в пути от исследуемой станции до Ачинска было ровно 8 часов. Но самый красивый из них - первый участок, когда поезд петляет по отрогам Кузнецкого Алатау. Причем петлял он там круглогодично и ежедневно.
Кстати, приехать на этом поезде могли не только направленные на рудник, но и люди, ведущие активный образ жизни. Ведь совсем недалеко здесь расположен горнолыжный курорт.
На какое-то время после очередной из петель поезд заезжает на территорию Хакасии. А затем как раз около центра Горная Саланга оказывается снова в Кемеровской области.
Потом снова в Хакасии и снова в Кемеровской области. А всё потому, что железная дорога проложена вдоль реки Урюп, многократно ее пересекая. А по реке и проходит граница регионов
А там уже и окрестности станции Красная Сопка. А далее уже по исследованной нами ветке поезд уходил на Глядень, сереж, Назарово, Чулымку и Ачинск.
Ну а в 2024 году не менее интересно, поскольку сюда ходит пригородный поезд аж из Красноярска. До Ачинска время в пути 5 часов 34 минуты. До Красноярска 10 часов 6 минут. И всё ночью. Следует же поезд только по воскресеньям.
Вот такая история с этой станцией, вокруг которой живописные места. Спасибо, что читаете!