После того космогонического события о котором мы говорили в прошлый раз — воскресения из мёртвых — последует Второе Пришествие Господа. Произойдёт Всемирный Суд, на котором Господь будет судить каждого человека по его делам, и после этого начнётся «жизнь будущего века» — жизнь вечная и бесконечная.
Из четвертого тома книги архимандрита Епифания Хаджиянгу "Символ веры. Осмысление". Готовится к печати издательством "Орфограф". Первый том по ссылкам внизу.
Дорогие братья и сёстры! В великую истину о воскресении мёртвых очень трудно поверить любому человеку, особенно тому, кто живёт вне Благодати Божией. Даже мы, называющие себя верующими, время от времени сомневаемся в этих истинах. Наша вера сталкивается с искушениями, возникает множество вопросов: «Как?», «Как всё это произойдёт?», «Возможно ли это?»
Воскресение мёртвых — это событие, которое вступает в конфликт с человеческой логикой и опытом. Ум человека испытывает затруднения, не в силах воспринять такого рода идею. Как может человеческая логика принять, что тело, которое, как говорит святой Кирилл Иерусалимский, «гниёт в земле, пожирается червями, которые также умирают», — воскреснет? Тела тех, кто потерпел кораблекрушение, съедены рыбами, которых съели другие рыбы, а тех третьи и не видно конца этой цепочки. Как же они воскреснут? Кого-то пожрали львы и медведи, не оставив даже костей. Непогребённые тела склевали хищные птицы, разлетевшиеся по всему свету: в Африку, Азию, Европу. Как смогут вновь собраться эти раскиданные по всему миру кусочки, чтобы снова стать телом? Кто-то сгорел в огне, и его пепел разлетелся по ветру. Как молекулы его тела вновь соединятся и снова станут целым телом? И как это тело сможет снова стать живым? Всё это не укладывается в человеческую логику.
Человек, дорогие братья и сестры, часто сам заключает себя в клетку собственного разума. Мы говорим о себе, что мы верующие люди, но часто наша вера уступает нашему разуму.
Поэтому те древние афинские философы, о которых упоминает Книга Деяний Апостольских и которым нравилось слушать что-то новое и необычное, сперва дали апостолу Павлу возможность говорить. Нашим любознательным предкам нравилось слушать новые учения, потому что они не были удовлетворены тем интеллектуальным и культурным богатством, которое имели. Они понимали, что то, во что они верят, оставляет их пустыми. Поэтому они хотели постоянно слышать что-то новое. Апостола они тоже решили послушать и сказали ему: «Давай, расскажи нам, что за новое учение ты принёс». Апостол Павел произнёс свою знаменитую проповедь в Афинском ареопаге, в конце которой он сказал то, что должен был сказать: что Бог пожалел мир и послал Того, Кого воскресил из мёртвых. О, что тут началось! Как только афиняне услышали о воскресении из мёртвых, дальше слушать они уже не смогли. Несмотря на присущее им любопытство и интерес к новому, они прервали апостола на полуслове. Одни начали смеяться, а другие вежливо попросили его уйти, сказав: «Об этом мы послушаем тебя в следующий раз».
Подобное отношение к Воскресению Христову мы встречаем не только у древних афинян, но и у многих других людей, для которых логика и опыт — единственные основания их жизни.
Но, как я сказал выше, многие христиане, которые говорят, что они верят в Бога, ходят в церковь, держат посты, причащаются Святых Тайн Христовых, поминают своих усопших родственников и читают в Символе Веры слова «чаю воскресения мёртвых», на вопрос, верят ли они в то, что мёртвые воскреснут, смотрят с недоверием и не решаются уверенно ответить: «Да, я в это верю».
Что же, дорогие братья и сестры, мы можем противопоставить этим возражениям и логическим аргументам рационалистов? Первое. Это величайшее чудо воскресения мёртвых, которое произойдёт и которого мы с нетерпением ожидаем, совершит не человеческая или тварная сила, но всесильная сила Бога. Чудо воскресения мёртвых произойдёт не по законам, которыми управляется вселенная. Не люди, не ангелы и не иная сотворённая сила совершат это Событие. Физические законы относительно этого События будут ни при чём. Потому что по физическим законам происходит в природе прямо противоположное. В природе существует закон распада, а не организации. Если позволить системе двигаться бесконтрольно, она придёт к состоянию беспорядка, к распаду. Никакая система сама по себе не приходит к порядку, а наоборот — к беспорядку. Как нам говорили в университете на физико-математическом факультете: «Если есть дом, построенный из кирпичей, то превратить его в кучу строительного мусора очень легко. Достаточно землетрясения — и всё. А вот куча кирпичей — как её ни тряси, домом не станет. Кирпичи сами по себе не лягут ровными рядами и не станут стенами». Это закон энтропии, как его называет физика.
Кто бы спорил: законы природы не смогут произвести воскресение мёртвых. И ни человек, ни ангел этого сделать не смогут. Странное Таинство Воскресения мёртвых совершит всесильная сила Божия. Для Бога нет ничего невозможного. Не сложно для него преступить физические законы, которые Сам Он установил во вселенной. Как мы поём в одном из гимнов нашей Церкви: «Идеже хощет Бог, побеждается естества чин».
Как повествуется в Книге Иова, он однажды вел беседу с Богом, в которой открыл Ему своё сердце и поделился мыслями и сомнениями. После того как Иов сказал всё, что хотел, Бог в ответ тоже сказал ему многое. Иова убедили слова Бога, он исповедал свою слабость, свою ошибку и, «просвещаем от Святаго Духа» (ср. 1 Пет. 1, 21), произнёс богодухновенные слова: «Вем, яко все можеши, невозможно же тебе ничтоже» (Иов 42, 2). То есть: «Боже мой, я вижу, понимаю и верю, что Ты можешь сделать всё. И что нет абсолютно ничего из того, что было бы Тебе невозможно».
Подобно тому, как Бог Своим всесильным словом сотворил мир, который мы видим вокруг себя, причём сотворил из ничего, без предсуществующей материи, так и сейчас Он воскресит мёртвые тела, соединив их распавшиеся части и вновь даровав им жизнь. Разница между воскресением мёртвых и первым творением будет в том, что тогда Бог сотворил мир из ничего, без материи, а во второй раз произойдёт воссоздание из уже существующей материи. Можно сказать, что это «легче», чем первое творение из ничего, и что первое творение Бога было сложнее. Сейчас, во второй раз, Богу будет легче — материя уже существует. Неужели Бог, Который сотворил более сложное, не сможет сделать более лёгкое?
Второе, что мы можем сказать в связи с воскресением мёртвых, это то, что воскресения требует справедливость Бога. Святой Кирилл Иерусалимский говорит так: «Мы, люди, воздаём справедливость и действуем по законам справедливости. Судья поощряет добрых и наказывает беззаконников. Так неужели Бог, вечный Царь мира, не будет судить праведно и не воздаст каждому по справедливости согласно его делам? Если мы не будем в это верить, то это будет нечестием.
Многие убийцы тихо и мирно умерли в своей постели, оставшись ненаказанными за свои преступления. Где здесь справедливость Бога? Кто-то убивает пятьдесят человек, а его самого казнят только один раз. Где же и когда он получит наказание за остальных сорок девять? Поэтому, если не существует иной жизни, суда и воздаяния, то ты обвиняешь Бога в несправедливости. Кроме этого, добродетельным людям воздаяние приберегается к концу. Ни один устроитель состязаний не увенчивает состязающегося до того, как закончится состязание».
Итак, как мы, люди, несмотря на наши несовершенства, пытаемся быть справедливыми, так и Бог, Справедливый с большой буквы, не может позволить, чтобы несправедливость царствовала всегда. Да, Он может допустить присутствие несправедливости в этой жизни, может показаться, что несправедливый человек уходит из жизни, не расплатившись за свои деяния, и создаётся впечатление, что Бог несправедлив. Но это не так. Есть иная жизнь, в которой Бог исполнит в отношении каждого совершенную справедливость. Святой Иоанн Дамаскин говорит: «Если нет воскресения, то нет и Бога, нет Промысла, но всё управляется и движется случайно. Ибо мы видим, что многие праведники терпят нужду и обиды и не получают помощи в этой жизни, а грешники изобилуют богатством и роскошью. Кто здравомыслящий признал бы это делом правосудия или мудрого Промысла? Итак, будет воскресение. Ибо Бог праведен и уповающим на Него бывает мздовоздаятелем» (ср. Евр. 11, 6). И святой Иоанн Дамаскин продолжает: «Поэтому, если бы одна только душа упражнялась в добродетели, одна бы она и увенчивалась, и если бы одна только она пребывала в удовольствиях, одна бы, по справедливости, и наказывалась. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то, по справедливости, вместе они и получают воздаяние».
Обратите внимание на этот силлогизм. Если бы, говорит святой Иоанн Дамаскин, душа делала бы доброе или злое одна, она должна была бы и получать воздаяние за доброе и наказываться за злое одна. Однако если душа делала доброе или злое вместе с телом, если тело было сотрудником или сообщником души в добром или злом, то, по закону справедливости, тело тоже должно вместе с душой насладиться благом или принять наказание. Мы ещё вернёмся к этой мысли.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ
Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу здесь
Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу здесь
Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу здесь