Итак, вот великая истина, в которую мы веруем и которую исповедуем: мёртвые однажды воскреснут. Своим Воскресением Христос победил смерть. Но эту победу Он одержал не только для Себя Самого. Я хотел бы, чтобы вы это поняли и запомнили. Победа Христа над смертью была одержана и для нас, всего человеческого рода.
Из четвертого тома книги архимандрита Епифания Хаджиянгу "Символ веры. Осмысление". Готовится к печати издательством "Орфограф". Первый том по ссылкам внизу.
Следовательно, как говорит святой Косма Этолийский, смерть — это длинный сон, то есть состояние не постоянное, а временное. И как человек, который спит, в какой-то момент проснётся, и как мы не плачем и не сокрушаемся, видя, что наш ребёнок, муж, жена или кто-то ещё из наших близких спит. Мы понимаем, что в какой-то момент он проснётся. Так вот и к мёртвым мы должны относиться, дорогие братья и сёстры! Может казаться, что их уже нет, но в какой-то момент они воскреснут, снова станут живыми.
Поэтому неправильно называть мёртвых мёртвыми. Правильно будет называть их усопшими. Они ведь на самом деле спят. А как правильно называть кладбища? Да, правильно: усыпальницами. То есть, кладбище — это такое место, где спят некоторые люди, имея веру и надежду, что мёртвые воскреснут и что сейчас они находятся в состоянии сна.
Но, дорогие братья и сёстры, что именно мы имеем в виду, когда говорим «воскресение мёртвых»? Нам надо объяснить этот догмат ясно и точно и очень хорошо разложить по полочкам, во что именно мы веруем. Потому что, как мы видим, совершая наше пастырское служение, многие христиане сами как следует не знают, во что они верят и чего «чают». А иногда некоторые даже и прямо заблуждаются на эту тему. И хотя каждый раз на Литургии они повторяют слова Символа Веры «чаю воскресения мёртвых», что именно это значит на самом деле, они не знают и не понимают.
Прежде всего, хочу подчеркнуть вот что: произнося слова «воскресение мертвых», мы не имеем в виду человеческую душу. Душа человека не воскресает. Она, в любом случае, бессмертна. Не умирает душа никогда. Она ведь сущность духовная и нематериальная и потому всегда жива. После смерти человеческого тела его душа продолжает жить, продолжает иметь самосознание и другие духовные характеристики.
И значит, когда мы говорим «воскресение мёртвых», то говорим мы не о душе. Повторю ещё раз: душа, так или иначе, остаётся бессмертной. И говорить о воскресении души неправильно.
В то, что душа бессмертна и остаётся бессмертной, веровали и веруют многие народы, приверженцы самых разных религий и философских воззрений. Например, наши предки — древние греки веровали в то, что душа бессмертна, в то, что после разлучения с телом и смерти, она отправлялась в ад, где представала пред судом трёх судий подземного мира: Миноса, Радаманта и Эака.
И после этого суда души, если оказывались злыми, отправлялись в Тартар, а если добрыми, то в Элизиум, где наслаждались бессмертием вместе с героями и полубогами. И одна деталь — я, собственно, ради этой детали всю эту мифологию и рассказываю — согласно этой мифологии, мёртвые попадали в подземный мир, пересекая реку Ахерон. Они переплывали её на лодке, которой управлял Харон. Харон брал с умерших плату за перевоз на другой берег, и эта плата составляла один обол — маленькую монетку тех времён. Обол — это была одна шестая часть драхмы. Поскольку шесть оболов как раз умещались в сжатой ладони, они и стали называться «драхмой» — от глагола «драссо», то есть «беру что-то». Но это отступление. Этот обол родственники умершего клали ему под язык, чтобы ему было чем расплатиться с Хароном за переправу через реку. Те мёртвые, у кого не было ни родных, ни друзей, навсегда оставались на берегу Ахерона и никогда не могли переправиться на другой берег.
Зачем я всё это рассказываю? Затем, что, к сожалению, дорогие мои, и сегодня имеется похожий обычай — и он очень распространён. Многие люди и сегодня вкладывают в руку умершему монетку. Возможно, вы и сами такое видели. Но ведь это же рудимент самого настоящего идолопоклонства! Зачем усопшему эти один или два евро, которые ты ему суёшь в руку? Его тело в могилу сейчас погребут. Жива его душа, которая уже улетела. Этот обычай остался с тех далёких идолопоклоннических времён.
Итак, этот обычай неприемлем для нас, христиан, мы должны с ним расстаться, и, пожалуйста, другим тоже это передайте.
Следовательно (возвращаемся к нашей главное теме), вопрос о воскресении души в принципе не стоит. Ведь душа и так бессмертна. Умирает не душа, а тело человека. С того момента, как из тела выходит живая душа, тело умирает, его хоронят в могиле, где оно разлагается. Значит, то, что воскреснет, то, о чём мы говорим «чаю воскресения мёртвых», это не душа человека, а его тело.
Святой Иоанн Дамаскин замечает: «Говоря “воскресение”, мы имеем в виду воскресение тел, поскольку как могут воскреснуть души, будучи бессмертными?» Поэтому, когда мы говорим «чаю воскресения мёртвых», мы имеем в виду воскресение не душ, а тел. Говорю это ещё раз, чтобы это как следует в вас отпечаталось. В этой истине — вся сущность нашей сегодняшней проповеди.
А теперь ещё конкретнее: когда мы говорим «воскресение тел», то имеем в виду ни что иное, как вот это самое тело, которое будет погребено в земле, разложится там, станет пищею для червей и погибнет, снова соберётся воедино из составных частей, на которые оно распалось, снова будет сотворено.
То есть, во-первых, элементы, из которых оно было создано, частицы, как мы сказали бы, используя современную научную терминологию, снова соединятся между собой и составят то тело, которое было вначале. Это будет первая стадия воскресения.
И вторая: в это тело вернётся душа, та самая душа, которая была в нём при жизни. Откуда она в него вернётся? Из того состояния ожидания, в котором она сейчас находится. Душа войдёт в это тело, с которым её временно разлучила смерть. Этот «союз естественнейший» — союз между душой и телом, который «божественным повелением рассекается» смертью, вновь соединится! Душа вернётся на то место, которое ей принадлежит, туда, куда её изначально поместил Бог, — в своё тело.
Возвращение души в тело и новое соединение тела с душой оживотворят тело, и оно воскреснет, станет живым. Это, дорогие братья и сёстры, и значит «воскресение мёртвых». Именно этот описанный процесс мы и имеем в виду, когда говорим «чаю воскресения мёртвых» в Символе нашей Веры.
Давайте ещё раз повторю. Первое, что произойдёт в страшный день Второго Христова Пришествия, это повторное соединение элементов, из которых состояло тело, и воссоздание тела — в начале, конечно, мёртвого. Но сразу, как только воссоздастся тело, начнётся вторая стадия, и душа вновь вернётся в него оттуда, где она находится, и тело оживёт.
Вспомните о том, как Бог создал Адама. Сначала Он слепил из земли его тело, и Адам тогда ещё не был жив. Потом Бог вдунул в него дыхание жизни. То есть, это был тот самый момент, когда в теле появилась душа, дав телу жизнь. Примерно то же самое произойдёт и при всеобщем воскресении при Втором Пришествии Христовом.
Святой Иоанн Дамаскин говорит: «Если смерть определяют как разлучение души от тела, то воскресение есть, без сомнения, вторичное соединение души и тела и вторичное восстановление разрушившегося и павшего живого существа. Итак, то самое тело, которое истлевает и разрушается, восстанет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале составил его из праха земли, может снова воскресить его, после того как оно, по определению Творца, разрушилось и возвратилось опять в землю, из которой взято».
Иными словами, для Бога нет ничего невозможного. И подобно тому, как Бог Своею силою взял землю и слепил из неё в раю тело человека, так и сейчас произойдёт второе творение — Бог воссоздаст тело человека. После этого Бог вновь вселит в тело человека душу.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ
Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу здесь
Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу здесь
Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу здесь