Найти тему
Эпос Клио

10 интересных фактов о жизни на Руси, которые могут удивить. Часть 1

Оглавление

Перенесёмся в далёкое прошлое — в мир древних славян. Здесь понятия «плохого» и «хорошего» сильно отличаются от современных. Многое из того, что сегодня обескуражило бы, в те времена считалось обыденным. Наливайте чай и усаживайтесь поудобней, будет интересно.

Слабый? Допечь!

На Руси крестьяне испытывали большой страх перед детскими недугами. Не имея доступа к медицине, люди использовали весьма специфические методы для «защиты» новорождённых. К примеру, проводили обряд «допекания»: ребёнка обматывали тестом и ненадолго укладывали у открытой печи, чтобы он окреп, после чего клали в меховую шапку «дозревать».

Печкой на Руси сушили, грели и лечили. Она же кормила и придавала сил. Это потом в русском фольклоре появилась Баба Яга, которая пугала детей печью.
Печкой на Руси сушили, грели и лечили. Она же кормила и придавала сил. Это потом в русском фольклоре появилась Баба Яга, которая пугала детей печью.

А ещё На Руси применяли и солонование — натирали детей солью и сажей, чтобы «отпугнуть» недуги. Как писал этнограф Александр Николаевич Афанасьев, крестьяне верили, что «с солёной кожурой сойдет и вся хворь».

Небесный огонь

Представьте другую странную ситуацию: в деревне полыхает дом, а пожарные приезжают с цистерной молока! Фантастика? Нет, считай, что древнерусские реалии. Наши предки верили, что огонь от удара молнии — это божественное пламя, которое нельзя было потушить обычной водой. Как ни старайся, а это только усилит пламя. Поэтому для тушения использовали либо парное молоко, либо квас! Сегодня сцена вызвала бы улыбку, а может даже слёзы (цены на молоко кусаются), но на Руси это было в порядке вещей.

-2

Гадания у бани

Девицы на выданье любили гадания в святочные ночи: с Рождества до Крещения. Практиковали много способов заглянуть в будущее, но один из них был прямо-таки постыдным. Согласно поверьям, в банях и овинах (это такая постройка для сушки сена) обитали духи — «банник» и «овинник». Так вот, желающая узнать судьбу подходила к этим строениям, а потом задирала платье со словами: «Суженый-ряженый, погладь меня!».

Если дух касался гладкой лапой — значит жди бедного жениха. А если мохнатой — то дело пахло богатым супругом.

От удачного замужества зависело буквально всё. Вот и приходилось девицам хвататься за любую возможность отвести от себя перспективу остаться одинокой.
От удачного замужества зависело буквально всё. Вот и приходилось девицам хвататься за любую возможность отвести от себя перспективу остаться одинокой.

Сергей Васильевич Максимов — этнограф, фольклорист и писатель — пишет об одном комичном случае, когда на зов гадалицы откликнулся притаившийся в кустах парень. Девица решила, что с ней говорил сам овинник!

Супружеская верность

В вопросах супружеской верности у славян были двойные стандарты. Мужья могли гулять «направо и налево», а вот жёнам такое не прощалось. Особенно строго с этим было у знатных особ. Княжеская жена задержалась и не смогла объясниться? Это вам не современный светский скандал — на Руси в то время могли назначить и «высшую меру наказания»!

-4

У простых свободных женщин была «лазейка». Раз в год, на Ивана Купалу, девицам разрешалось пойти «погулять». Родители отпускали дочь на праздник и говорили: «Ну, иди уже, только к утру вернись!».

🤫 Арабский автор Гардизи в IX веке пишет и вовсе интересные вещи. По его словам, если славянская женщина влюблялась в мужчину, то запросто могла сходить с ним на «свидание». И это никак не воспрещалось.

Коровья хворь

В представлении крестьян причиной массового падежа скота была злобная сила под названием «коровья хворь». Причём её описывали как старуху с когтистыми пальцами, которую не нужно было пускать в село. Поэтому крестьянки объединялись и проводили обряд: вспахивали вокруг деревни борозду, через которую нечистая сила якобы не могла переступить.

Процессию возглавляла вдова, направлявшая соху. А тянули её... молодые девицы! Чем больше была степень их целомудренности, тем считалось лучше.
Процессию возглавляла вдова, направлявшая соху. А тянули её... молодые девицы! Чем больше была степень их целомудренности, тем считалось лучше.

Участницы шумели, гремели кочергами и горшками. Если навстречу попадалась кошка— ей тут же «выдавали на орехи» (мало ли ведьма приняла такой облик). Путникам и иноземцам тоже прилетало. В конце пути женщины вырывали яму, наполняли её навозом и поджигали. А через дым водили слабых коров и быков — верили, что это поможет.

Мужское право

В вопросах личного счастья Князь Владимир даст фору любому современному ухажёру. У него был целый гарем из жён и наложниц! До свадьбы с византийской принцессой Анной князь успел обзавестись пятью «законными» жёнами (и это не считая многочисленных наложниц). И Владимир — не исключение. Его дед Игорь тоже не ограничился одной княгиней Ольгой. Знатные люди имели по 2-3 жены, а уж про наложниц и говорить нечего!

Фрагмент картины «Свадебный пир», Константин Маковский Боярский, 1883 год.
Фрагмент картины «Свадебный пир», Константин Маковский Боярский, 1883 год.

Княжеские пиры — место для знакомств. Почти каждое такое мероприятие заканчивалось романтикой и признаниями в любви. Причём никто не в праве осудить — ни жёны, ни общество. У соседей творилось то же самое. Неподалёку польский король Мешко щеголял семью женами, да и чешский князь Славник не отставал. Вот такая она, древнеславянская полигамия!

Древнерусская кухня

Вы бы сильно удивились, если бы попали на обед к обычному древнерусскому крестьянину. Никаких тебе борщей с капустой или салатов с помидорами! Наши предки в глаза не видели эти «исконно русские» овощи. Вместо этого на столе часто красовались репа, ревень и горох!

Фрагмент картины «Крестьянский обед», Михаил Шибанов, 1774 год.
Фрагмент картины «Крестьянский обед», Михаил Шибанов, 1774 год.

Главным блюдом была каша. Причём не такая, как сейчас. Овсянку, например, готовили из цельных зерен, долго томя в печи. А рис называли «диковинкой», и стоил он как чугунный мост. Даже гречку ели только по праздникам. Зато «жидкий хлеб» и медовуха лились рекой.

Влияние христианства

Принятие христианства в 988 году изменило отношение к любви и отношениям на Руси. Церковь пыталась ввести строгие правила: активная личная жизнь только для продолжения рода! Слишком зрелищные сны о собственной жене считались грехом. Представьте: муж просыпается в холодном поту и бежит каяться. В качестве наказания — молитвы и поклоны.

Звучит как сюжет для фильма, но для наших предков это была реальность.
Звучит как сюжет для фильма, но для наших предков это была реальность.

Некоторые духовные лица даже рекомендовали супругам спать раздельно. Правда это было непрактично — жилплощадь не позволяла такой роскоши. Разве что один из супругов уходил спать в сени или на сеновал.

Снохачество на Руси

Семейная жизнь древних славян была простой и понятной? Как бы не так! В некоторых деревнях существовала практика, от которой сегодня волосы встанут дыбом. Муж ушёл в военный поход? В таком случае все домашние обязанности попытается взять на себя его отец или старший брат! Звучит вполне разумно. Да только на Руси в XVIII—XIX веках было распространено так называемое «снохачество». Это когда самый старший мужчина в семье имел право на отношения со всеми женщинами в доме!

Фрагмент картины «Свёкор», Владимир Егорович Маковский, 1888 год.
Фрагмент картины «Свёкор», Владимир Егорович Маковский, 1888 год.

Снохачество существовало вопреки церковным запретам. В случае отказа женщины на отношения мужчина превращал её жизнь в испытание: заставлял работать без отдыха, придирался без повода, а в иной раз и «поддавал».

Заморские гости

Кстати, процесс прививания безнравственности начался гораздо раньше — аж с XVI века. И главными «злодеями» выступили... иностранцы! Представьте картину: приезжает заморский гость, весь из себя такой культурный, в парике и гладко выбрит. А для наших бородатых мужиков он выглядит как... некто, кто хочет походить на женщину! В «Соборном уложении» даже сказано, что у настоящего мужчины должна быть борода.

Фрагмент картины «Портрет молодого человека», Джакометто Венециано, 1480-е гг.
Фрагмент картины «Портрет молодого человека», Джакометто Венециано, 1480-е гг.

Но не только внешним видом удивляли иноземцы. Они привезли с собой уйму «романтических» недугов (спасибо, Европа!), распространяли ересь и рассказывали, как нужно жить. Получается, что наши предки, только-только начавшие привыкать к христианским ограничениям, вдруг столкнулись с новой волной «блуда», но теперь уже «импортного».

———
С вами был «
Эпос Клио».