«Иди и смотри» – советская двухсерийная художественная кинолента от режиссёра Элема Климова и сценариста Алеся Адамовича. Военная драма является совместным продуктом Минской и Московской киностудий. Действие фильма разворачивается на белорусских землях, где мальчику-подростку довелось ощутить на себе ужасы немецкого нацизма. За каких-то две недели жизнерадостный мальчишка стал седым стариком.
Картина была выпущена в 1985 году, став настоящим подарком к сорокалетию Победы советской армии над фашистскими захватчиками. Фильм Климова получил множество наград на престижных кинофестивалях и стал шестым в кинопрокате с аудиторией 30 миллионов человек. Читатели журнала «Советский экран» выбрали «Иди и смотри» лучшей лентой 1986 года, которая смогла закрепить свой успех и в рейтингах других изданий.
Мотивы режиссёра
Будучи коренным сталинградовцем Элем Климов воочию видел, как немецкие самолёты сбрасывали бомбы на город. Режиссёр признаётся, что самым запоминающимся эпизодом того времени стала эвакуация мирного населения через реку ночью. Впечатления и эмоции от пережитых страшных мгновений, не ослабевали с годами, и Элем Германович решил их отобразить в военном фильме.
Не одни детские воспоминания побудили в нём желание снять такую картину, на это были и другие причины. Режиссёр рассказывал, что «Холодная война» между Америкой и Советским Союзом сильно психологически давила и даже заставляла задумываться о третьей мировой войне. Поэтому он хотел обязательно реализовать свои идеи, а заодно реабилитироваться в первую очередь перед самим собой за свою предыдущую работу «Агония».
Когда Климов искал военные материалы для своей картины, он случайно познакомился с «Хатынской повестью» Алеся Адамовича, о творчестве которого до этого ничего не знал. Режиссёру понравилось произведение, где автор в деталях передал ужасы оккупации и истребления людей. Климов предложил Адамовичу снять совместный фильм и белорусский писатель согласился.
Интересный отбор кандидатов на главную роль
По мнению Климова главную роль должен был сыграть не актёр с богатым опытом, а обычный четырнадцатилетний подросток. Среди огромного количества кандидатов режиссёр сразу заметил Алексея Кравченко, который то и на кастинг пришёл за компанию с другом. Когда мальчик изобразил сцену «смерти матери», вся съёмочная группа рыдала вместе с ним, настолько убедительными и искренними были его эмоции.
Чтобы окончательно убедиться в правильности выбора, режиссёр решил провести дополнительный тест. Кандидату на главную роль показали военную хронику с тяжелыми кадрами из концлагерей. Когда просмотр завершился, мальчику предложили чай с печеньем, от которого он отказался. Это свидетельствовало, что парнишка способен искренне сопереживать чужому горю.
Чтобы соответствовать своему персонажу, Алексей должен был прилично потерять в весе. Ему назначили жёсткую диету, но он решил, что одной её будет мало и добавил к ней ежедневные пробежки. Результат превзошёл все ожидания и актёра и режиссёра – на экране перед зрителем предстал измождённый ребёнок, олицетворяющий весь ужас военного времени.
Реалистичность боевых сцен
Для инсценировки боевых действий режиссёр принял решение использовать настоящие патроны и снаряды, чтобы такие сцены выглядели натурально. Изначально должны были быть взрывпакеты и пиротехника, но после нескольких пробных дублей от такой идеи отказались из-за низкой реалистичности.
Использование настоящих снарядов значительно увеличивало риск для артистов. Чтобы обеспечить безопасность на съёмочной площадке, задействовали бетонные плиты. За этими защитными сооружениями прятались все кто принимал участие в съёмках эпизодов со стрельбой и взрывами.
Вместо настоящего самолёта в небо запускали небольшую радиоуправляемую модель, которой виртуозно управляли мастера авиамодельного спорта Советского Союза Беляев и Харламов. Чтобы «игрушечный» самолёт смотрелся на экране правдоподобно, была применена ускоренная съёмка с частотой 70 кадров в секунду.
Создание страдального образа
Чтобы сделать образ главного героя ещё более жалостливым, режиссёр решил изменить ему цвет глаз при помощи контактных линз. Голубоглазый подросток, по мнению Климова не мог в полной мере вызвать к себе сострадание, поэтому 14-летнему актёру вручили карие линзы. Кравченко подумал, что это такие осветительные приборы и поэтому его реакция была спокойной.
Уже после выхода картины на экраны начали появляться слухи, что у юного артиста была настоящая седина и проблемы с психикой. Добиться такого эффекта с волосами помогла высококачественная импортная краска «серебряный грим». Быстро вернуть волосам прежний цвет после окончания съёмок оказалось невозможно. Актёру пришлось походить в образе седовласого мальчика ещё какой-то период дома.
→ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Рекомендуем также:
От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще