«В бой идут одни старики» – советская художественная кинолента, которую в 1973 году снял актёр и режиссёр Леонид Быков. Картина показывает историю о лётчиках времён Великой Отечественной войны, противостоявших фашистским захватчикам в небе над оккупированной Украиной. Фильм быстро получил статус народного, его цитаты превратились в крылатые фразы, а актёров увековечили в памятниках.
В 2009 году картина прошла колоризацию, которая ничем существенным её не улучшила. Изначально режиссёр и сам хотел сделать фильм цветным (в 1970-х годах такая возможность уже была), но быстро от этой идеи отказался. Быков считал, что чёрно-белый формат – оптимальный вариант для реализации его задумок и цвет ему ничего нового не даст. И трудно с ним не согласиться, ведь в чёрно-белом цвете лента воспринимается по-другому.
Год на полке
Премьера картины Леонида Быкова прошла в декабре 1973 года в Госкино. На показ получили приглашение все, кто имел непосредственное отношение к съёмкам фильма и военные лётчики-ветераны. Среди зрителей присутствовал и Александр Покрышкин. Говорят, что это он сказал ту самую фразу, которая точно характеризует ленту: «Всё так, как было…».
Все присутствующие в зале были в восторге от увиденного, но для комитета фильм всё равно оставался неудачным и неподобающим. На защиту Быкова и его детища встали ветераны и высшие военные чиновники, к которым присоединился Павел Кутахов, занимавший пост главнокомандующего ВВС СССР, – не помогло. Картину показали на кинофестивале в Баку, где она выиграла несколько наград и лишь после этого ей дали «зелёный свет» для всесоюзного проката.
Летом 1974 года «В бой идут одни старики» прогремел во всех советских кинотеатрах, рядовые зрители полюбили картину Быкова сразу, а к концу года её успели посмотреть порядка 44 миллионов человек. В прошлом году фильм о советских военных лётчиках отмечал 50-летний юбилей, но даже такой почтенный возраст не мешает ему оставаться популярным и в наши дни.
Битва за Макарыча
После того как Госкино утвердило сценарий, режиссёр стал подбирать актёров. На роль Кузнечика он хотел пригласить Владимира Конкина, а Скворцова и Смуглянку по его задумке должны были играть Леонид Филатов и Анатолий Матешко соответственно. Он точно знал, кто у него будет механиком Макарычем, – Алексей Смирнов. Но такому актёрскому составу не суждено было работать вместе в рамках одной картины.
Матешко и Конкин вынуждены были отказать, потому что снимались в других фильмах, а Смирнова и Филатова забраковало высшее руководство. Быков не стал спорить с начальством и смог качественно заменить всех актёров, кроме одного, – Смирнова на роль Макарыча режиссёр решил отстаивать до конца.
Чиновники ассоциировали Алексея Смирнова исключительно с комиком, к тому же он был не москвичом, а в фильме хотели видеть «своих» актёров. В итоге Смирнова решили оставить после того, как Быков поставил ультиматум, – или снимаем с ним, или никаких съёмок вообще не будет. Режиссёрское чутьё не подвело Быкова, ведь Макарыч в исполнении Смирнова получился на загляденье.
Трудности с реквизитом
Когда вопрос с актёрским составом был урегулирован, создатели фильма столкнулись с более сложной проблемой. Оказалось, что после окончания войны в СССР не сохранилось ни одного уцелевшего самолёта Ла-5, на которых показывали своё мастерство наши лётчики. Вражеских воздушных боевых машин также не осталось. Быков был упёртым и целеустремлённым, эти его качества и помогли решить вопрос.
После того, как маршал ВВС СССР Александр Покрышкин прочитал сценарий, он изменил своё мнение и выделил Быкову целых 5 самолётов вместо 2, как тот просил. Ещё один биплан По-2 доставили на съёмочную площадку из Музея авиационной техники. Механики и реставраторы придали машинам внешний вид военных времён, и они были готовы к инсценировке воздушных боёв.
Авария на съёмочной площадке
Съёмки картины стартовали в мае 1973 года. Павильоны киностудии имени Довженко были оборудованы специальными декорациями блиндажей. Однако съёмочная группа больше времени проводила в полях. Аэродромом стал луг на берегу Десны, а самолётами управляли пилоты ДОСААФ. Быков быстро нашёл общий язык с техникой, легко заводил мотор и даже выполнял руление.
Конечно же, самостоятельно режиссёр не летал, чтобы не повредить ценный реквизит, но одна авария всё же произошла. Колесо самолёта попало в яму, в результате чего воздушное судно, словно плуг пропахало землю. Сломанные винты, отваленное колесо и повреждённое шасси грозили нарушить график съёмок. К счастью у оператора Виталия Кондратьева в соседнем городе были друзья механики, которые устранили все неполадки к утру следующего дня.
→ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Рекомендуем также:
От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще