Этот год богат на знаковые события, связанные с Третьяковской галереей. 30 мая начал работу новый филиал ГТГ в Самаре, расположившийся в отреставрированном архитектурном памятнике, шедевре конструктивизма, здании Фабрики-кухни.
Сооружение в форме серпа и молота было спроектировано Екатериной Максимовой – одной из первых женщин-архитекторов России. Ее концепция соответствовала ценностям молодого государства – здесь главенствовал принцип зонирования и конвейерного производства. Оба этажа Фабрики-кухни имели сплошное витражное остекление, а внутри, помимо столовой, располагались спортивная школа, читальня, парикмахерская, почта, терраса для обедов в теплое время года.
Решение о строительстве Фабрики-кухни в районе завода имени Масленникова было принято 28 декабря 1929 года, закладка здания состоялась 8 марта 1930 года, а уже 1 января 1932 года Фабрика гостеприимно распахнула свои двери. Но уже в 1930-е годы, когда революционный пыл поугас, стало понятно, что целесообразность подобных предприятий неочевидна. В 1944 году здание было реконструировано, а в 1980-х начало обрастать всевозможными пристройками.
За годы простоя Фабрика-кухня износилась, ее владельцы постоянно сменяли друг друга, она долго пустовала, и никто не знал, что с такой махиной делать. Регулярно принимались решения о сносе знания, но городские инициативы неизменно отстаивали его.
Итак, в 2018 году было принято решение о создании здесь филиала ГТГ. С 2019-го началось восстановление здания Фабрики-кухни. Проект стал одной из самых масштабных реставраций Министерства культуры за последние годы. Специалисты сохранили и укрепили каркас здания, отреставрировали кровлю, фасады, интерьеры, лестницы. Многие элементы воссоздали по фотографиям. Около здания сделали уникальный индустриальный парк «Сад Баланса». Вся территория Фабрики-кухни пропитана светом, в ближайшем будущем здесь будет на 100% доступная и комфортная среда не только для культурного досуга, но и для работы, общения, прогулок.
Вместо постоянной экспозиции в Самарском филиале будут демонстрироваться временные экспозиции из коллекции Третьяковки и ведущих российских музеев.
Выставка "На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве"
Первым выставочным проектом в новом пространстве стала выставка «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве». Выставка охватывает период с начала XIX века и до наших дней. Здесь представлены хрестоматийные картины Василия Перова («Охотники на привале», «Чаепитие в Мытищах»), Григория Мясоедова («Земство обедает»), Зинаиды Серебряковой («За завтраком»), Татьяны Яблонской («Утро»). Особое внимание уделено искусству начала XX века, произведениям Натальи Гончаровой, Кузьмы Петрова-Водкина, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Павла Кузнецова, Давида Штеренберга, Владимира Татлина. Послевоенное искусство представлено картинами Ильи Кабакова, Оскара Рабина, Виталия Комара, Виктора Пивоварова и других.
В экспозицию вошли 82 произведения из коллекции Государственной Третьяковской галереи, 10 – из частных коллекций. Всего представлены 72 автора.
Концепция выставки простая и интригующая одновременно. Константин Зацепин, куратор выставки, отмечает: «Еда — первооснова существования. Жизнеутверждающая константа, вокруг которой выстроено множество сюжетов и культурных символов. За основу экспозиции мы взяли образ трапезы как цикла из «первого», «второго» и «третьего». Эта цепочка повторяет ритм человеческих состояний, от предвкушения до пресыщения. Каждому этапу соответствует определенный зал, где произведения разных эпох выстроены не хронологически, а как своего рода ассоциативные ансамбли. В начале — минимализм и аскеза, в финале - гипертрофия. Пройдя «путь тела», зритель проходит «путь духа».
Выставка работает до 3 ноября 2024.