Потребность в реалистичных границах и самоконтроле относится к способности человека устанавливать четкие рамки для себя и контролировать свое поведение, эмоции и действия.
Это включает в себя :
- понимание своих возможностей и ограничений,
- умение принимать решения, основанные на реальности,
- способность к самодисциплине.
Соблюдение потребности помогает избежать чрезмерной нагрузки и стресса, а также способствуют более эффективному достижению целей. Самоконтроль позволяет человеку управлять своими импульсами и желаниями, что ведет к более осознанному и ответственному поведению.
Ребенок нуждается жить в системе гибких правил – это нужно для того, чтобы он научился создавать подобные правила для себя в будущем, руководил своей жизнью и понимал, где находятся границы других людей.
Смыслы для ребенка: обижать других неправильно, нельзя смотреть мультфильмы бесконечно и есть шоколад без ограничения. Конечно через простой запрет эффективного результата можно не добиться, поэтому, по мере взросления, рекомендуется тратить время на логичное и понятное объяснение запретов.
Тезисы в здоровых условиях:
- я понимаю, что у других людей есть права и желания
- я способен сотрудничать с другими людьми и заключать договоренности
- я могу адекватно контролировать свои побуждения
- я способен выдерживать нормальный уровень дискомфорта
- я обладаю разумной дисциплиной и самоконтролем, следую установленным правилам
При неумении удовлетворять потребность в реалистичных границах и самоконтроле может сформироваться два типа поведения, или схемы мышления: грандиозность и недостаток самодисциплины. Собственно, первая больше про неумение соблюдать чужие границы, а вторая про недостаточно сформированный самоконтроль.
Если нет границ и правил, то может возникнуть схема «привилегированности/грандиозности». Эта схема лежит в основе нарциссической патологии со всеми вытекающими проблемами.
Девиз при грандиозности таков: "Я должен получить что хочу и мне плевать на других".
Во взрослой жизни человек с нарушениями этой потребности прибегает к трем стратегиям поведения:
1. Капитуляция.
Подразумевает подчинение своим нездоровым мотивам. Стремление доминировать, конкурировать. Речь идет не о здоровой мотивации, а об околоманиакальных желаниях.
2. Избегание.
Такая стратегия означает, что человек избегает ситуаций в которых не может превзойти других. Следствием могут стать проблемы в карьере, учебе, спорте или даже в межличностных отношениях, так как человек начинает мыслить категориями "смогу"\"не смогу" и, приход ко второму заключению, не предпринимает попыток к действию.
3. Сверхкомпенсация.
Показательным примером такого поведения во взрослой жизни является задаривание дорогими подарками. Это обусловлено стремлением человека к задабриванию.
Если же у человека имеется схема недостатка самоконтроля, то ему становится трудно хоть как-либо организовать свою жизнь.
Девиз в таком случае: "Невозможно удержаться от собственных желаний"
Стратегиями поведения станут:
1. Капитуляция.
Потеря контроля над эмоциями.
2. Избегание.
Не работаю, не учусь, не пробую, не знакомлюсь. Риск ухода в себя.
3. Сверхкомпенсация.
Демонстрация усилий, чтобы показать как я стараюсь. Склонность делать вид, а не делать дело.
Малейшее чувство скуки, дискомфорта, усталости, сопровождающие какую-либо деятельность, приводят к прокрастинации, бросанию начинаний, уходу в «приятные» занятия. Людям с этой схемой часто свойственен целый букет зависимостей: алкоголь, наркотики, азартные и компьютерные игры, переедание, сериаломания, шопинг и пр
Во взрослой жизни потребность в реалистичных границах и самоконтроле реализуется во внимательности к состоянию и потребностям окружающих, эмпатии, уважении, соблюдении правил и приличий, способности организовать себя, ответственности, настойчивости, сдерживании собственных импульсов и прихотей
Вернув самоконтроль и реалистичные границы, жизнь обретает стабильность и упорядоченность, что ведет к чувству уверенности и более высокому качеству отношений.
приглашаю в свой телеграмм-канал, там есть много познавательного контента о человеческой психологии :)