В нынешнем году исполнилось 270 лет удивительному изобретению Михайла Васильевича Ломоносова - действующей модели маленького вертолета, продемонстрированной им в начале июля 1754 года коллегам из Академии наук в Петербурге.
В марте 1754 года он сделал доклад, представив чертежи "машинки маленькой, которая бы вверх подымала термометры и другие малые инструменты метеорологические". А в июле продемонстрировал сам прибор, изготовленный немецким мастером по его указаниям и под его присмотром.
Первый успешный полет вертолёта состоялся 1/12 июля 1754 года. На глазах изумленной ученой публики девайс поднялся в воздух. В протоколе говорилось:
«Высокопочтенный советник Ломоносов показал изобретенную им машину, называемую им аэродромической (воздухобежной), которая должна употребляться для того, чтобы с помощью крыльев, движимых горизонтально в различных направлениях силой пружины, какой обычно снабжаются часы, нажимать воздух (отбрасывать его вниз), отчего машина будет подниматься в верхние слои воздуха с той целью, чтобы можно было обследовать условия (состояние) верхнего воздуха посредством метеорологических машин (приборов), присоединенных к этой аэродромической машине. Машина подвешивалась на шнуре, протянутом по двум блокам, и удерживалась в равновесии грузиками, подвешенными с противоположного конца. Как только пружина заводилась, (машина) поднималась в высоту и потому обещала достижение желаемого действия. Но это действие, по суждению изобретателя, еще более увеличится, если будет увеличена сила пружины и если увеличить расстояние между той и другой парой крыльев, а коробка, в которой заложена пружина, будет сделана для уменьшения веса из дерева. Об этом он (изобретатель) обещал позаботиться».
Все, пишущие о вертолёте Ломоносова, указывают, что он не мог знать о чертежах Леонардо да Винчи, и поэтому его девайс оказался созданным совершенно самостоятельно, без оглядки на предшественников, и вдобавок реально летающим (взлетел на 20 метров).
Я бы отметила, что цели, которые преследовал Ломоносов, были не абстрактные (а что будет, если попробовать вот этак?), и уж тем более, не военные (чем грешил Леонардо, додумавшийся даже до танка!), а сугубо мирные и научные. Поднимать в воздух приборы для измерения температуры воздуха и метеорологических исследований.
И... чем сердце успокоилось?
Да ничем. Наш универсальный гений довольно быстро остыл к своему изобретению, не стал доводить его до совершенства, не пустил в серийное производство, нигде не рекламировал... И в итоге вертолёт пришлось изобретать заново, уже без упоминания приоритета Ломоносова.
История столь же типичная, сколь и поучительная.
Гений щедр на идеи, он ими фонтанирует и буквально разбрасывается, сея их вокруг себя, как огромное дерево - семена, разносимые ветром и птицами на огромные расстояния. Ничто не пропадает окончательно, из семян вырастают другие деревья, порой ничего не знающие о своем прародителе.
Таков путь научного прогресса. Забытые идеи воскресают вновь, изобретения возникают в разных головах независимо друг от друга.
И только художественное творчество - уникально.
Стихов Ломоносова за него никто бы не написал и никогда не напишет.
Я-то люблю и чту его не как изобретателя вертолёта, а как великого поэта.
"Открылась бездна, звезд полна" - умри, лучше не скажешь!
Но только его одическая поэзия - не для всех, она сложна, учёна, интеллектуальна. И, в свою очередь, язык его научных работ - ярок, образно ёмок и поэтичен, хотя точен и нисколько не расплывчат.
Поэтический взгляд на мир отнюдь не противоречит учёному, это лишь в 20 веке возникла ложная дихотомия "физиков" и "лириков".
Читайте Ломоносова и удивляйтесь этому чуду.