Найти тему
DECOR PRO

Готические комнаты

Позднее средневековье — сияющая готика — один из самых «живучих» интерьерных стилей. До сих пор декораторы, как только им попадаются высокие потолки и камины с треугольной шатровой вытяжкой, фантазируют на тему кованных решёток, витражей, тёмных гобеленов в гостиных и спальных. Само слово готика — сказочно-чарующее, средневеково-рыцарское изначально носило едва-ли не бранный характер. Так люди Возрождения называли тёмное, и, как им казалось, варварское (как германские племена готов) средневековое искусство. Но, как бы то ни было, Возрождение оказалось единственной эпохой, оставшейся равнодушной к красоте готического декора.

-2

А дальше, в эпоху позднего барокко конца ХVII — начала XVIII, в классицизме середины XVIII и эклектике XIX веков появлялись комнаты, чьё убранство напоминало роскошные декорации средневековых дворцов XIV — XV веков. Причём не только комнаты, садовые павильоны, дворцы и даже — дворцово-парковые ансамбли строились в готическом вкусе. Каменное узорочье готических храмов — стрельчатые арки, аркатурно-колончатые пояса (узор из колонок и соединяющих их стрельчатых арок), круглые витражи-розетки воссоздавались на фасадах дворянских усадеб и в мебели. Нечто подобное построил для Паниных в 1937-1839 гг. архитектор Михаил Быковский. Подмосковная усадьба Марфино — типичный образец романтических интерпритаций готической архитектуры, где в готической стилистике созданы главный дом, очень эффектный мост и зимня церковь. Многим эта усадьба известна по отечественному кинематографу. В исторических костюмных фильмах марфинский дом обычно «исполняет» роль английского королевского дворца.

-3

Не остался равнодушным к готике и модерн. На рубеже XIX-XX веков появились усадьбы, до сих пор пленяющие нас своей утончённой средневековой красотой. Таков, построенный Шехтелем, дом Морозовой в Москве на Спиридоньевке. Для тогдашней Москвы этот особняк был настоящим шоком. Необычный, ломанный фасад с выступающими эркерами и балконами и декор, напоминающий замки поздней анлийской готики. А внутри — сияющие витражи с рыцарями и конями, закованными в латы и диковинные звери из бронзы, охраняющие длиные пролёты высокой резной лестницы… Именно романтика этого стиля, его «эпическое» очарование привлекали и привлекают до сих пор архитекторов и декораторов. А стилизовать готику — не такая уж непосильная задача.

-4

Обычно за основу берутся узнаваемые черты готического интерьера — балочный или кесонированный тёмного дерева потолок, такой же деревянный (дубовый или ореховый) цоколь в нижней части стены. Дальше — ткань или обои с готическими рисунками: всё те же стрельчатые арки, кресты, четырёхлистники. Очень декоративно смотрится вариант, где на синем фоне золотом или серебром прорисованы лилии или звёзды и полумесяцы. Когда-то, в настоящих готических интерьерах, их изготавливали из вызолоченой или серебрёной бронзы и как шурупы ввинчивали в открашенную деревянную стену. Вообще, готической считается совершенно особая палитра с непременными лиловыми, синими, изумрудно-зелёными, тёмным золотом и цветом морёного дерева. Таковы европейские готические церкви, таковы и настоящие готические интерьеры. Поэтому, при воссоздании очарования той эпохи, используют именно эти цвета и ещё белый в штукатуренных кессонах или межбалочном пространстве потолка и шатре камина.

-5

Совершенно особую роль играет в таких интерьерах мебель. Та, первая готическая мебель действительно сохраняла деревянную фактуру, которую протравляли, морили, покрывали кипящим воском для получения желанного тёмно-коричневого оттенка. Локотники и спинки (непременно высокие) прорезались рельефным орнаментом, который иногда вызолачивался. В более поздних вещах, выполненных «по мотивам» готики могли появиться такие вольности как цветные лаки, всевозможные инкрустации и мягкие шёлковые обивки. Единственное, что всегда оставалось неизменным — высокие готические спинки. Поэтому для своих готических комнат лучше найти стулья с узкими высокими спинками. Хотя это могут быть и совсем забавные вещи — расписные сундуки и буфеты. Любимыми мотивами средневековья (кроме уже упомянутых) были любовная романистика (Ланселот и Гвинивера) и забавные, трогательные или устрашающие звери бестиария. В бестиариях — своеобразных средневековых зоологиях в картинках рассказывалось о животных реальных и мифических. И зачастую, на гобеленовых коврах или створках буфетов бродили нарисованные единороги и летали чудесные райские птицы, а в лестничных пролётах затаивались коварные химеры. Так что не так уж важно какой будет ваша готика забавной или эпической — главное, чтобы в этих комнатах сохранялся дух средневековой романтики.

-6
-7

Автор: Член Московского Союза дизайнеров | Член АИС (международной ассоциации искусствоведов) — Орлова Ольга Львовна.