18,8K подписчиков

WarHammer 40000 как деконструкция правоконсервативной картины мира

281 прочитал

 Вымышленная вселенная WarHammer 40000, на первый взгляд, выглядит как воплощение основ правой картины мира.

Вымышленная вселенная WarHammer 40000, на первый взгляд, выглядит как воплощение основ правой картины мира. В этом мрачном мире, суть которого лучше всего передаёт задорная песенка «40000 тысяч способов подохнуть» (осторожно — мат!), лозунг «убей мутанта, сожги еретика, уничтожь ксеноса» [инопланетянина] является не экстремистским лозунгом, а формулой выживания человечества. А жесткая религиозная диктатура (Империум Человечества — пусть даже степень жесткости этой диктатуры варьирует от планеты к планете) во главе с обожествляемым монархом (Бог-Император) — меньшим злом в сравнении с многочисленными угрозами человечеству, исходящими от инопланетных рас и демонических Губительных Сил Хаоса. То есть мятежи против строя Империума, сколь угодно несправедливого, работают на врагов человечества.

Точно так же во вселенной WarHammer 40000 фактом мира, а не чьей-то точкой зрения, является объективное неравенство людей. В нём есть люди (и инопланетяне), обладающие псайкерскими (по сути — магическими) способностями — и обладающие за счёт этого превосходством над обычными людьми (и другими разумными существами). А одной из ключевых опор военного могущества Империума Человечества являются генномодифицированные сверхлюди-космодесантники (Адептус Астартес).

И, наконец, во вселенной WarHammer 40000 объективным фактом является существование высших сил, тайно или явно управляющих ходом истории различных цивилизаций галактики. Это и Боги Хаоса, и наделенный околобожественными способностями Император Человечества, и боги инопланетных рас, таких как некроны, орки и эльдар (да, вселенная WarHammer 400000 содержит отсылки к творчеству Толкина, хотя в целом эти отсылки довольно поверхностны — и орки, и эльдар, созданные фантазией творцов этой вселенной, самобытны и отличаются от толкиновских прототипов). История восстания против Императора Человечества половины легионов Адептус Астартес под началом Хоруса, любимого и самого могущественного из примархов, «сыновей» Императора, прозрачно отсылает к христианскому сюжету о бунте Люцифера.

 Вымышленная вселенная WarHammer 40000, на первый взгляд, выглядит как воплощение основ правой картины мира.-2

Но — не знаю уж, сознательно так получилось или нет — вселенная WarHammer 40000 представляет из себя не только реконструкцию, но и деконструкцию правоконсервативной (и особенно, как я намерен далее показать — религиозной) картины мира. Причем проявляется это не только в каком-то одном частном вопросе, а в целом ряде ключевых аспектов мироустройства этой вымышленной вселенной. Но обо всём по порядку.

Во-первых, во вселенной WarHammer 40000 откровенно плохо с благими высшими силами. Если не брать «национальных» локальных божеств тех или иных инопланетных рас (которые узконаправленно покровительствуют «своим»), а именно те высшие силы, что актуальны для этой вымышленной вселенной в целом, то это, конечно, силы Хаоса — которых совершенно невозможно назвать дружественными разумной жизни. Напротив, Боги Хаоса персонифицируют деструктивные наклонности разумных существ — безудержное насилие (Кхорн), отчаяние, упадок и смирение со своими страданиями (Нургл), а также безудержную жажду удовольствий (Слаанеш). Характер Богов Хаоса и их воздействие на ум человека, пожалуй, хорошо отражает ролик «Искушение Хаоса».

Можно подумать, что каким-то позитивным потенциалом в теории обладает Тзинч, олицетворяющий, наряду с жаждой власти, стремление к переменам и познанию мира — но он же является источником мутаций и вырождения, а, кроме того, он совершенно не заинтересован в поддержании какого-либо стабильного состояния общества, ибо всякая утопия или просто комфортная жизнь вступает в прямое противоречие с его концепцией постоянного изменения (для Богов Хаоса их свойства — не средства, а самоцель).

Кроме того, стоит упомянуть Малала, полу-канонического Бога Хаоса, который олицетворяет собой стремление к равенству — однако оно у него выражена в первую очередь в виде деструктивной ненависти к любым обладателям власти. Малал отражает стремление Хаоса к саморазрушению — его последователи убивают других хаоситов.

Боги Хаоса (и их культы) смертельно опасны для разумной жизни — достаточно упомянуть о том, что рождение Слаанеш почти полностью уничтожило древнюю и могущественную цивилизацию эльдар, создав на месте занимаемого ею космического пространства Око Ужаса — физический проход в Имматериум, царство Хаоса, то есть буквально врата в Ад. Впрочем, в рамках мира WarHammer 40000 Имматериум является одновременно и «Адом» (по своим свойствам для разумных существ и исходящей оттуда угрозе — не говоря уж о том, что демоны Хаоса очень любят паразитировать именно на человеческой гордыне, подобно демонам христианской традиции), и «Небесами» (местом обитания истинных богов этой вымышленной вселенной) — тем более что многие религии этого мира в действительности являются поклонением Богам Хаоса, только представленным почитателям в более благожелательных обличиях.

Стоит отметить, что образ Богов Хаоса выглядит как деконструкция реальных религий по ещё одной причине. Ведь, казалось бы, вся четверка Богов Хаоса персонифицирует те желания разумных существ, которые могут иметь не только разрушительное, но и содержательное выражение, полезное для людей — энергичность, динамизм, волю к борьбе (Кхорн), стремление изменить мир к лучшему и познать истину (Тзинч), умение принимать неизбежное и избавление от страха (Нургл), эстетизм и чувство прекрасного (Слаанеш), стремление к социальной справедливости (Малал). Однако на практике все проявления этих качеств в исполнении Богов Хаоса и их слуг, в конечном итоге, деструктивны. Тут невольно напрашивается одна околорелигиозная параллель.

Дело в том, что, когда атеисты или скептики указывают на, с их точки зрения моральную сомнительность образа Бога или реальных религиозных практик, верующие часто отвечают, что, мол, человеческие представления о добре и зле ограничены (хотя разве нам доступны какие-то иные?) и Бог как Абсолютное Добро стоит выше нашего «ограниченного» представления о морали. Но в таком случае «Абсолютное Добро» может довольно отдалённо соотноситься с нашим понятием добра — и быть ближе к чему-то тому, что обычный человек с куда большим основанием назовёт злом (так же, как Боги Хаоса репрезентируют далеко не все аспекты психической жизни людей, а, в первую очередь, худшие из них). При этом даже того же Нургла (самого жуткого из Богов Хаоса, напрямую связанного со смертью и разложением) его адепты воспринимают как «доброго дедушку».

 Вымышленная вселенная WarHammer 40000, на первый взгляд, выглядит как воплощение основ правой картины мира.-3

Забавно, что, помимо политеистических культов Богов Хаоса, основанных на поклонении тому или иному Богу Хаоса, также существует монотеистический культ Хаоса Неделимого, основанный на поклонении Хаосу как таковым, силам Имматериума в целом (в рамках этого культа конкретные Боги Хаоса мыслятся как разные аспекты этой силы).

Кроме того, деконструкция религии в WarHammer 40000 проявляется ещё и в том, что боги в этом вымышленном мире являются или производной психической деятельности разумных существ (Боги Хаоса, боги орков Горк и Морк), то есть вторичны по отношению к ним — или энергетическими существами, питающимися энергией звезд (К’Тан), или очень могущественными псайкерами (как Бог-Император Человечества), или вовсе продуктом своеобразного карго-культа — как Омниссия, Бог-Машина, объект почитания Адептус Механикус, религиозного культа, сакрализовавшего и превратившего в предмет сакрального знания остатки информации о достижения древних науки и техники человечества, существовавших в так называемую Темную Эру Технологий (эпоха апогея технического развития человечества, за которой последовала катастрофа, известная как Долгая Ночь — лишь после неё Император вышел из тени и начал создавать Империум). То есть ни один из «богов» WarHammer 40000 не является Творцом и Промыслителем.

Отдельно стоит поговорить о создателе Империума — Императоре Человечества, также известном как Бог-Император. На первый взгляд, он (по крайней мере, по меркам этого жестокого мира) положительный персонаж — ведь он объединил человечество и защищает его от угрозы враждебных инопланетных рас и Богов Хаоса. Но, вместе с тем, по некоторым данным (хотя и исходящим от Сил Хаоса и мятежных Космодесантников Хаоса), свои силы, позволившие ему, в частности, создать Адептус Астартес, он получил благодаря сделке, заключенной им с Богами Хаоса на планете Молех (где находятся врата в Имматериум). Кроме того, к своим подчиненным Император Человечества относится, по-видимому, лишь как к инструментам для реализации своих грандиозных планов — во всяком случае, Громовых Воинов (своего рода прото-Астартес), использованных Императором для объединения Земли под его властью, он уничтожил, когда те «пережили свою полезность». И Хорус, сильнейший из примархов Адептус Астартес, восстал против Императора ещё и потому, что боялся, что в будущем Император избавится от него и его братьев.

Кроме того, с учетом того, что Боги Хаоса являются продуктом психической деятельности человечества, нельзя исключать того, что в будущем человечества Бог-Император благодаря направленной на него силе поклонения бесчисленных миллиардов людей переродится в настоящее божество — Бога Хаоса, воплощающего те чувства, которые культивируются в Империуме в качестве государственной идеологии (ненависть к «чужому», будь то ксенос, мутант или еретик). Но если для Императора Человечества это будет последним шагом к истинной божественности, то для человечества это, скорее всего, станет катастрофой, подобной падению эльдар после рождения Слаанеш (в ходе которой большинство из них погибло, а души погибших были пожраны жадным Богом Хаоса). То есть в долгосрочной исторической перспективе интересы Императора Человечества как «защитника человечества» и самого человечества как вида могут и не совпадать.

Император Человечества.
Император Человечества.

То есть Император Человечества действительно «объективно, по природе» онтологически превосходит других людей — но именно в силу этого превосходства нет никаких гарантий, что в действительности он стремится к благу человечества, а не исключительно к собственному благу как потенциального божества. То же самое относится к, по крайней мере, части созданных им примархов и космодесантников в целом — превосходство над обычными людьми тоже сыграло немаловажную роль в падении многих из них в силу гордыни (скажем, недовольство Астартес вызвало создание Императором такого властного органа, как Совет Терры, состоящего из обычных людей).

Опять же — я не знаю, замышляли это создатели WarHammer 40000 или нет, но Император Человечества у них напоминает ключевого антагониста христианской эсхатологии, Антихриста (хотя, в отличие от него, обожествлён Император был далеко не сразу после прихода к власти) как претендента на роль «спасителя человечества», объединяющего людской род под властью созданной им мировой империи, объявившегося в условиях глубочайшего упадка человечества после Темной Эры Технологий:

«ПЕРВЫЙ ПЕРИОД жизни антихриста, со дня его рождения и до момента его общественного выступления, протечет в сокровенной неизвестности. Св. Иоанн Дамаскин говорит, что «антихрист будет воспитан тайно» («Точное изложение Православной веры», кн. 4, гл. 26).

ВТОРОЙ ПЕРИОД жизни антихриста откроется его громким выступлением в роли всемирного учителя, или «пророка». Весьма возможно, что он начнет свою деятельность в условиях развязанной тайными силами новой мировой войны, когда народы, претерпевая все ужасы ее, не будут видеть никакого выхода из бедственного тупика, ибо все тайные рычаги для разрешения его будут в руках тайного общества, ему содействующего. Антихрист предложит проект самого удачного, с точки зрения политической и социальной мудрости, разрешения мирового кризиса — в установлении единообразного политического и социального строя во всем мире. И уставшее от потрясений войны, духовно ослепшее человечество не только не увидит в этом проекте коварной для себя ловушки, заманивающей его в самое безысходное и беспощадное рабство, а, напротив, признает его проявлением учености и гениальности <…>

ТРЕТИЙ ПЕРИОД, и последний, деятельности антихриста откроется захватом им всей мировой власти в свои руки. Этому будет весьма способствовать обстановка крайнего разорения народов от мировой войны. В едином мировом управлении, сосредоточенном в руках всеми прославляемого антихриста, большинство увидит единственную гарантию против возможности новых войн и единственный путь дальнейшего мирного процветания человечества».

В этом свете, конечно, крайне иронично выглядит использование Империумом эстетики Римо-Католической церкви (и одновременно — Римской империи, которая многими ранними христианами интерпретировалась как царство Антихриста), вплоть до понятий вроде «крестовые походы», «капелланы» и «Инквизиция», государственной церковью под названием «Экклезиархия» (прозрачная отсылка к экклезии как названию христианской церкви), а также именования различных инакомыслящих «еретиками». Ведь Антихрист в христианской традиции мыслится не только как враг, но и как имитатор Иисуса Христа (ведь «анти-» означает одновременно и «против», и «вместо»)..

Проблема в том, что в рамках этого вымышленного мира единственной полномасштабной альтернативой «Антихристу» являются несравненно худшие силы (хотя и сам Император, не говоря уж о его режиме, не подарок). Причем также, как Имматериум в WarHammer 40000 совмещает функции «Ада» и «Небес», также и Боги Хаоса по отношению к Императору Человечества выступают одновременно в роли «дьявола» и «Бога» — с одной стороны, возможно, он получил свои силы в результате некой сделки с ними (как Антихрист в христианском представлении получает свои силы от дьявола, который «вложит дух в образ зверя»), но, с другой стороны, в итоге он выступает в качестве архиврага Губительных Сил, которые (как и их слуги среди людей) испытывают к нему буквально религиозную ненависть, именуя его «Анафемой» (религиозное понятие).

Бога-Императора можно также сравнить с шумерским героем Гильгамешем — древнейшим героем-богоборцем мифологической традиции, бросавшим вызов богам (отверг ухаживания богини Инанны, убил насланного богами небесного быка и сотворенное ими чудовище Хумбабу) и желавшим себе запретного для людей бессмертия. Но вместе с тем, стремясь уподобиться богам, Гильгамеш сам закономерно претендует на то, чтобы возвыситься над людьми как бог, что ведёт его к одиночеству, свойству таких правителей — см. рассуждения ассириолога Владимира Емельянова о Гильгамеше:

«Вероятно, о том, что, желая встать над порядком (а без этого не достичь бессмертия), человек обязательно встает над привязанностью к женщине, над любовью как таковой. Ведь Гильгамеш отказывается от участи Думузи, не желает быть Мардуком или Нинуртой. То есть, у него совершенно иная модель поведения. Пока он хочет только власти - все еще возможно, и до знакомства с Энкиду Гильгамеш наверняка многократно бывал в брачных покоях Ишхары (это был регулярный весенний священный брак). Но потом он встречает Энкиду и уже хочет не власти, а бессмертной славы. Здесь его связь с женщиной теряется. Когда же он погребает Энкиду, то и вовсе не может думать ни о чем, кроме реального бессмертия, даже слава теперь его не утешает. То есть, на протяжении эпоса он все дальше и дальше от любви. И даже возвращаясь в конце к началу своего похода, он, в отличие от гомеровского Одиссея, приходит не к жене, а к недостроенной стене города. Именно в нее, надо думать, и будет вложена вся его любовь. В ее холодные камни.

Гильгамеш.
Гильгамеш.

И что характерно — ни в шумерских песнях, ни в аккадском эпосе ни одного намека на любовь. Гильгамеш — герой иного плана, чем все-все-все прочие герои Месопотамии. Его удел — одиночество, он родственник не своим детям, а героям, наследующим его славу. Поэтому Гильгамеш считался старшим братом царей III династии Ура».

Для III династии Ура было характерно обожествление обладателей царской власти.

Интересно, что большинство Богов Хаоса может быть соотнесено с божествами древней Месопотамии, где находились столь ненавистные авторам Библии Ассирия и Вавилон. Коварный Тзинч напоминает Энки, мудреца и пройдоху шумерской традиции (кроме того, и Тзинч, и Энки связаны с магией), а покровительствующая гедонизму Слаанеш — Инанну-Иштар, богиню, связанную с плодородием и ритуальной проституцией. Наконец, имя бога разложения Нургла напрямую отсылает к Нергалу, который в Месопотамии играл роль бога разрушения и эпидемий, а также владыки загробного мира.

Стоит отметить ещё одно важное обстоятельство. Первоначально, когда Империум возглавлял самолично Император Человечества, его идеология (Имперская Истина) представляла из себя радикальный атеизм и рационализм — Император говорил, вслед за Эмилем Золя, что «цивилизация достигнет рассвета лишь в тот день, когда последний камень последнего храма рухнет на голову последнего жреца». Ранний Империум в ряде аспектов представлял из себя прогрессистское общество, ставящее своей целью всестороннее развитие человечества как гегемона Галактики. Но после катастрофической и разрушительной Ереси Хоруса, в ходе подавления которой Император был смертельно ранен и уже не мог лично управлять государством, Империум превратился в застойное консервативное государство, а Император стал объектом культа — тем более что поклонение Императору может даже даровать психические (псайкерские) способности. Обожествление Императора коррелирует с вырождением первоначальных идеалов Империума (хотя некоторые имперцы, особенно долгоживущие космодесантники, помнят их).

Особенно иронично это выглядит с учетом того, кто именно изобрел культ Императора как Бога, написав трактат Лектицио Дивинитатус. Этим человеком являлся примарх Аврелиан Лоргар, лидер легиона Несущих Слово. Он вырос на религиозной планете Колхида (боги которой в действительности являлись Богами Хаоса) и испытывал острую потребность в наличии объекта для поклонения. Когда на Колхиду пришел Император, Лоргар примкнул к нему и занял важное положение в иерархии Империума, но по-прежнему испытывал потребность в удовлетворении своего религиозного чувства — и перенес его на Императора, начав проповедовать его божественность. Император публично наказал и унизил его за это, и тогда разочарованный Лоргар в своем «богоискательстве» обратился к Губительным Силам. Позднее именно он и его окружение (капеллан Эреб) сыграли важную роль в падении Хоруса и многих других примархов Адептус Астартес.

В случае Лоргара (единственного среди примархов, перешедших на сторону Хаоса, лишенного властолюбия и иных амбиций, то есть руководствовавшегося «возвышенными» причинами) невольно напрашивается сравнение с таким персонажем «Последней битвы» Клайва Льюиса, как калорменец Эмет. Выросший в языческом Калормене, он всю свою жизнь стремится к истине, ищет истинного Бога (полагая поначалу им Таша, главного бога Калормена) — и находит его в Аслане, аллегории Христа. Лоргар тоже искал «Изначальную Истину», но в том-то и ужас вселенной WarHammer 40000, что в ней этой «Изначальной Истиной», к которой герой приходит, руководствуясь религиозными исканиями, оказывается дружественный к разумным существам Аслан, а ужасные Боги Хаоса.

Как я уже отмечал ранее, рассуждая об этой ироничной параллели, «Нетрудно заметить, что «духовным поиском» Лоргара двигала, в сущности, психологическая потребность в духовном рабстве, желание сотворить себе кумира, которому он будет бить поклоны и слепо повиноваться (что и неудивительно, поскольку Лоргар вырос на теократической планете Колхида); Император Человечества разочаровал его именно тем, что не пожелал стать подобным кумиром в полной мере — хотя его режим и был диктаторским, он всё же ещё не дошёл до претензии на божественные почести».

Лоргар.
Лоргар.

«Обрел веру» Лоргар в результате путешествия в Око Ужаса. Интересно, что встреченные им демоны, рассказывая свою версию падения эльдар, сказали ему, что, мол, цивилизация эльдар почти целиком погибла в результате рождения Слаанеш потому, что не обрадовалась рождению Слаанеш и не приняла его как своего бога. По иронии судьбы, это напоминает распространенное религиозное объяснение, что, мол, Бог никого не осуждает на Ад — это люди попадают в Ад потому, что сами отворачиваются от Бога.

Характерно, что Лоргар носит имя «Уризен» — отсылающее к персонажу Уильяма Блейка, представляющего из себя крайне злую пародию на ветхозаветного Бога.

Напоследок стоит отметить как великолепную деконструкцию правой, но уже не религиозной картины мира, образ орков WarHammer 40000 (имеющих, на самом деле, довольно отдалённое отношение к оркам Толкина, существам жалким). Они размножаются спорами, как грибы (без участия женщин), и единственный смысл их жизни — это вечная война со всем миром, именуемая Waaagh!. В каком-то смысле орочий Waaagh! — доведение до логического конца мировоззрения социал-дарвинистов и людей вроде Эрнста Юнгера, поэтизировавших войну саму по себе как проявление человеческой витальности и воли к борьбе, поскольку оказывается, что предельное выражение этого идеала предстаёт своего рода антропоморфной чумой, смертельно опасной для остальных разумных существ.

Как писал о допотопных исполинах Джон Мильтон в «Потерянном Рае»:

Лишь грубой силе воздадут почет,

Ее геройской доблестью сочтут

И мужеством. Одолевать в боях,

Народы покорять и племена,

С добычей возвращаться, громоздя

Как можно больше трупов,— вот венец

Грядущей славы. Каждого, кто смог

Достичь триумфа, станут величать

Героем-победителем, отцом

Людского рода, отпрыском богов

И даже богом, но они верней

Заслуживают званья кровопийц

И язвы человечества

Другая важная часть образа орков в WarHammer40000 — их мощнейшие псайкерские способности. По сути, техника орков работает уже за счет того, что орки верят в то, что она будет работать (так же как, к примеру, орки верят, что техника, покрашенная в красный цвет, едет быстрее — и она действительно едет быстрее!). В этом смысле орки WarHammer40000 — это существа, жизнью которых управляет вера. Тут, опять же, можно вспомнить веру многих правых, в противовес «бездуховному материализму» левых, в потенциал человеческой воли самой по себе и в то, что человеческие проблемы коренятся не в устройстве общества, а в нас самих («хочешь что-то изменить — изменись сам»).

Подведём итоги в контексте иллюстрации тезиса о WarHammer 40000 как о деконструкции правой картины мира. Если левая картина мира основана на идее прогресса (то есть изменения мира к лучшему) и представлении о возможности достижения взаимопонимания с «чужим» (выражаясь языком WarHammer 40000, «ксеносом»), то правая картина мира — на идее традиции (и скепсисе к идее изменения мира к лучшему, нередко — с поиском идеала в прошлом) и на той или иной степени недоверия к «чужому». WarHammer 40000 абсолютизирует присущие (хотя и в разной степени) правой картине мира исторический пессимизм и страх — и через эту абсолютизацию уничтожает все те элементы правой картины мира, что содержат жизнеутверждающие настроения, оставляя лишь «мрачную тьму далекого будущего, где есть только войны» (если не считать «жизнеутверждающим» орочий Waaagh!, войну как самоцель, или деятельность коллективного разума тиранидов, методично поглощающего все иные формы жизни).

Вполне закономерно, что во вселенной WarHammer 40000 при обилии разного рода богов и отсылках на римо-католическую эстетику в образе Империума отсутствует Единый Бог (хотя правые консерваторы в реальности часто апеллирует к тем или иным авраамическим религиям). Дело в том, что сама концепция Единого Бога, при всех своих спорных для нерелигиозного человека элементах, всё же предполагает образ божественной личности, детьми которой являются все разумные (и неразумные) существа. В то время как в картине мира, основанной на абсолютизации цивилизационного и расового антагонизма, подобный персонаж в конечном итоге выглядит довольно неуместно. Тем более что WarHammer 40000 построен на идее неравенства людей (и вообще разумных существ) — а концепция Единого Бога, по крайней мере, в изводе авраамических религий предполагает онтологическое равенство людей хотя бы перед ним. Кроме того, религиозная вера в Единого Бога предполагает (для её адептов) надежду на лучшее — а в мире WarHammer 40000 надежда, как религиозная, так и не-религиозная, выглядит шатко.

Автор  Семён Фридман, «XX2 ВЕК».

Вам также может быть интересно: