Найти тему
Просто учитель

Типы учителей, которые можно встретить в любой школе

Каждый учитель имеет свой подход к обучению и воспитанию учеников. Профессор Витольд Ясвин из Московского городского педагогического университета разработал методику, которая помогает определить педагогическую позицию преподавателя. В этом материале мы рассмотрим различные типы учителей, которые можно встретить в любой школе.

1. Авторитарный тип (Босс - нарцисс)
Для такого учителя важнее соблюдение учениками внешних правил, которые подчеркивают высокий статус педагога, его превосходство и величие, чем сам образовательный процесс. Он поощряет тех учеников, которые активно восхищаются им и его идеями. Отношение определяется степенью преданности школьников, достигнутыми победами, особенно если они приносят славу учителю. Для таких преподавателей характерно высокомерие, самоуправство, импульсивная безответственность решений и поступков.

2. Директивный тип (Командир)

Эти учителя всегда полностью уверены в своей правоте, а в учениках они видят своих подчиненных. Общение в классе строится, как правило, на основе приказов и распоряжений. Жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение - то, в чем учитель видит смысл школы, и требует их соблюдения. При этом он может заниматься воспитанием учеников, формировать в них необходимые, с его точки зрения, личностные качества.

3. Нормативный тип (дирижёр)

Учитель сам определяет, в чем нуждаются школьники и обеспечивает им соответствующие условия. В преподавании он часто опирается на инструкции и требования органов управления образованием. Он ориентирован на достижение внешней эффектности, четкости и слаженности групповой работы. Каждому отводится определенная роль, которая определяет место в групповой деятельности, которая строится педагогом на основе методических рекомендаций.

4. Формальный тип (равнодушный флегматик)

Такой учитель терпеливо разъясняется все необходимое, но строго дозирует активность учеников в соответствии со своим сценарием. Инициатива игнорируется или пресекается. Такой педагог общается формально и вежливо, но всегда холодно.

5. Пассивный тип (нерешительный гуманист)

Такой учитель равнодушно относится к организации учебного процесса, к достижению образовательных результатов и даже к их имитации. Он будто не замечает проступков учеников, в том числе их откровенного хамства, не реагирует на них, часто прикрываясь псевдогуманистической философией. Общение в классе носит отстраненный, попустительский характер, возникающие проблемы учитель игнорирует, напряжения избегает. Такой педагог бережёт свои нервы. Он ориентирован прежде всего на физическое благополучие школьников, обеспечение их безопасности.

6. Гуманистический тип (тренер)

Учитель искренне старается в обучении руководствоваться принципами гуманистической педагогики. Он готов помогать и поддерживать, уделяет много внимания запросам детей, пытается увлечь их полезной деятельностью. Но из-за недостаточной четкости в постановке задач, низкой требовательности к уровню оценок и нерешительности, когда дело касается плохого поведения учеников, учитель в итоге начинает потакать их прихотям.

7. Наставнический тип (Заинтересованный наблюдатель)

Учитель-наставник направляет активность учеников в сторону достижения амбициозных целей. Он заинтересован прежде всего в высоких результатах, в победах школьников на престижных конкурсах и олимпиадах, в их успешной карьере. В преподавании он ориентируется на возможности учеников и их жизненные планы. Его общение отличается четкостью и конкретностью, порой может приобретать форму жестких требований. Учитель стимулирует активность школьников, которая направлена на их всестороннее личностное развитие, преодоление отмеченных слабостей и недостатков, приобретение нового социального опыта.

8. Профессиональный тип (тактичный советчик)

Учитель ориентирован на высокое качество работы каждого ученика. Он составляет план работы с учетом персональных целей, интересов и приоритетов школьников. Затем пошагово сопровождает ее, тактично исправляет ошибки и недочеты. Он разбирает недопонимания, следит за организацией самостоятельной работы с информационными ресурсами. В основе его общения лежит постановка проблемных вопросов, которая активизирует активность учеников и показывает им актуальность того, чему они учатся. Его общение характеризуется уважительным отношением к школьникам, корректностью критических замечаний, которые не затрагивают оценку личности учащихся.

Знание типы учителей вы сможете лучше понять, как вести себя и что советовать ребенку, если происходит конфликт. Кроме того, это поможет анализировать свою семью и свои педагогические позиции, а также оценить их влияние на развитие личности ребенка.

Если вы хотите получить еще больше советов по развитию детей и историй из практики, присоединяйтесь к моему телеграмм-каналу - здесь я делюсь техниками по развитию детей, историями из практики и даю полезные советы для родителей.