Вступительной частью повествования при подобных новостях железнодорожники регулярно используют фразу "для улучшения качества обслуживания" и далее идёт непопулярная мера, но в этот раз без неё.
С 26 сентября 2024 года №63/64 Санкт-Петербург - Самара становится двухэтажным, без изменения расписания.
Благодаря двухэтажности поезд станет более вместительным, общая вместимость составит 658 мест (9×64+1×50+1×32) в составе 12 вагонов включая ресторан, до этого поезд набирал до 14 вагонов в одноэтажном исполнении и это примерно 540 мест, рост вместимости почти 22%. В одноэтажном составе были, в том числе плацкартные вагоны и вагоны с местами для сидения, что позволяло различным категориям пассажиров выбирать себе подходящий уровень комфорта в поездке. В новом поезде будут только вагоны купе и СВ, но если двухэтажное СВ не сильно уступает одноэтажному по уровню комфорта, то вот поездка в двухэтажном купе не сравнится с уровнем комфорта в традиционном купе, при этом стоимость будет примерно такой же, так как регулирует её "динамо" в зависимости от спроса.
Очевидно, что перевод поезда №63/64 Санкт-Петербург - Самара связан с желанием железнодорожников отказаться от плацкартных вагонов (с "фиксируемой" стоимостью проезда), а также более эффективно использовать подвижной состав - есть подозрения, что он будет "закручен" в общий оборот с одним из двухэтажных поездов Москва - Санкт-Петербург, по схеме подходит поезд №57/58 с Москвы-Киевской.
Несмотря на это, найти 1 двухэтажный вагон с местами для сидения для поезда в большей степени дневного формата, всё же было необходимо этот вагон и в ночном поезде Москва - Санкт-Петербург тоже пустовать не будет. Пассажирам 3-4 плацкартных вагонов курсирующих сейчас в поезде отсутствие любимых вагонов явно не понравится.
Очевидно, что в поезде будут двухэтажные вагоны старого модельного ряда, которые не отличаются комфортом внутри купе при полной загрузке пассажирами.
Поезд №63/64 Санкт-Петербург - Самара является самым быстрым на маршруте, спасибо прородителю Стрижу, но его расписание всё же является спорным в плане удобства:
Отправление из Петербурга в 17:39
прибытие в Самару в 17:45,
Пропуск на линии Санкт-Петербург - Москва не скоростной, в результате обгон с технической стоянкой, нет Бологое и Твери, к тому создаёт лишнюю конкуренцию с поездом №59 "Волга" Санкт-Петербург - Нижний Новгород на участке Санкт-Петербург - Нижний Новгород, обгоняя его.
Более предпочтительным был бы вариант такой:
Санкт-Петербург в 15:15 за Сапсанами
Москва-Курская 20:40-20:50
ниточку при желании можно найти
Нижний Новгород Стригино 0:55-0:57
Саранск 5:25-5:50
Самара 12:57 вменяемое прибытие в конечный пункт и ночной поезд Нижний Новгород - Самара.
К тому же с учётом специфики маршрута следования, этот поезд следовало бы сделать двухгруппным с новой группой вагонов Санкт-Петербург - Казань, в результате появился бы новый ускоренный поезд Санкт-Петербург - Казань с примерным временем в пути 17,5 часов, что на пару часов быстрее имеющегося.