Добрый день, мой читатель, коллега, клиент и просто прохожий!
Сегодня расскажу я тебе, мой читатель одну небольшую историю.
Один шестилетний мальчик очень боялся некоторых вещей, таких как герои страшилок, змей, некоторых насекомых и т. п.
А еще он боялся ходить один через улицу. Улица была безопасная, а вот страх настоящий.
И вот этот мальчик рассказал мне, что он никому не доверяет кроме мамы и папы и делать со своим страхом ничего не хочет.
Ага, - смекнула я.
— Значит, этот страх тебе зачем-то нужен!
И правда, выяснилось, что всякий раз, когда он боялся на него не только, обращали внимание, но и провожали домой.
Именно в этот момент он чувствовал присутствие получал необходимую порцию внимания.
Так получилось, что из откровений малыша мне удалось выяснить, что расторопные родители пытались ему помочь, справится с чувством страха.
Если быть точной, не сколько справится, а сколько избавиться… Малыш поведал мне, что они с мамой страх сжигали.
Когда я об этом узнала, лишь покачала головой, вторя образу возникшего передо мной Николая Дмитриевича Линде. Перед глазами пронесся не очень довольный образ, моего первого учителя и автора метода ЭОТ Николая Дмитриевича Линде.
А мой внутренний терапевт закрыл лицо руками.
Примерно так.
- Ох уж эти родители, ох уж эти псевдопсихологи! – подумала я, в очередной раз вспоминая как часто сейчас во времена моды на психологию, можно встретить тех, кто, не имея никакого образования и опыта в данной области, считает себя если не экспертом, то тем, кто знает как.
В этом месте хочется сделать отступление на тему о том, что зубы лечат у зубного врача, а не в мясной лавке и психолог учится не один год, чтобы терапевтировать, да и каждый конкретный психолог работает не со всеми темами и клиентами, в соответствии с образованием и опытом.
Например, ваша покорная слуга, не работает с клиентами с химическими зависимостями, ибо не мой профиль.
Понятно, что мамой двигали лучшие побуждения, но добра не получилось. Получилось причинение добра.
В нашей психике нет ничего лишнего и любая защита когда-то сформировалась не просто так, а в ответ на реальную ситуацию и тогда она помогла ребенку с ней справится / выжить.
Страх – базовая защитная эмоция. Без нее человек не выжил бы как вид.
А потому, ничего не надо уничтожать!!!!
Задача психотерапевта (и родителя если он хочет помочь) не уничтожить эмоцию, а помочь с ней справиться.
У моего маленького героя получилось аж дважды за день дойти домой самостоятельно. Первый раз под моим чутким наблюдением, а потом уже без него.
Это значит, что малыш получил опыт проживания страха.
В первый раз мы так и договорились, что страх не будем уничтожать, а взяв его за ручку он вместе с ним совершит свое маленькое путешествие.
А еще мне очень хочется напомнить и своим коллегам и родителям малышей замечательный советский мультфильм, в котором показан эффективный способ борьбы со страхом.
https://www.youtube.com/watch?v=-7K8b-ynCY4&t=9s
Те, кто рос в советские времена, наверное, уже догадались о каком мультипликационном фильме я рассказываю. И считаю, его полезно показывать и современным ребятишкам, которые бояться ходить по темным коридорам или светлым дворам в одиночку.
Предлагаю еще раз посмотреть его вместе! В том числе вместе с детьми).
Не спешите уничтожать, сначала надо разобраться.
p. s.
1. Очень часто родители сами формируют страх, используя устрашения в воспитательных целях.
2. В возрасте 5-6 лет дети обладают ярко выраженным воображением и разыгравшаяся фантазия становится не только средством защиты, но и растит внутренних монстров.
3. Дети обладают разной степенью чувствительности и у одного ребенка герой ужаса останется в прошлом, а у другого станет местом фиксации.
4. Когда дети боятся оставаться одни, им нужен рядом поддерживающий взрослый, тот, кто контейнирует страх и научит его переживать.
Автор: Сердюк Алевтина Александровна
Психолог, Терапевт ЭОТ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru