Наверняка вы знаете, что танки Т-80 практически всех модификаций едут задним ходом быстрее, чем те же Т-72 и Т-90… «Восьмидесятка» может уделать в этом плане даже Т-90М! Это как большой плюс, так и огромный минус. Плюс все прекрасно знают, а недостаток не столь очевиден. Но всё же, почему Т-80 едет задним ходом быстрее, если бортовые коробки передач у него не отличаются?
Бортовые коробки передач
До появления танков Т-64, подавляющее большинство бронетехники СССР имело трансмиссию, не радикально отличающуюся от автомобильной. Для нормального управления, добавили главный фрикцион и бортовые фрикционы. Через них передавалась мощность от двигателя на трансмиссию, и с трансмиссии на бортовые редукторы соответственно. Благодаря столь незамысловатым техническим решениям, советские танки могли ехать задним ходом практически 10, а иногда все 15 км/ч.
Ситуация резко изменилась при разработке Т-64. Чтобы облегчить танк, пришлось заново изобретать коробку передач. Из прежней конструкции убрали многое, в том числе привычные фрикционы… Теперь, мощность двигателя передавалась на коробку передач по средствам обычного редуктора. Кроме того, трансмиссию разделили на два узла – правую и левую бортовую коробку. Мощность от них передавалась на планетарный механизм, а от него, на ведущий каток.
Плюс такой схемы – простота и надёжность, ремонтопригодность, меньшие потери мощности от двигателя к движителю. Однако, недостатками стали слабый модернизационный потенциал и низкая скорость заднего хода из-за одной реверсной передачи. Последний нюанс сочли не критичным, ведь задний ход в СССР рассматривался как транспортная характеристика, а повышение надёжности и ремонтопригодности положительно сказывалась на техническом состоянии и его поддержании.
Разница Т-80…
Давайте думать логически… Чем отличается Т-80 от условного Т-72? В первую очередь двигателем. Поршневой V-образный против газотурбинного. Мощности тоже разные и в Сети можно найти мнение, что на скорость заднего хода влияет мощность силового агрегата. Как бы не так… Т-72Б3 и Т-90М обладают двигателем на 1 130 лошадиных сил, что даже больше, чем у первых версий Т-80. Однако, 11 км/ч у того же Т-90М мы не наблюдаем… Плюс, Т-80УД имеет те же проблемы – низкая скорость заднего хода.
То есть, газотурбинный двигатель действительно влияет на задний ход, не собственным существованием… Есть другое, менее очевидное отличие. У Т-80 с газотурбинными двигателями принципиально отличается механизм передачи мощности от двигателя на бортовые коробки. Если Т-64, Т-72 и дизельные Т-80 имеют в конструкции редуктор, то к газотурбинному силовому агрегату ту же «гитару» так просто не прикрутишь… Инженеры пошли другим путём, установив регулировку соплового аппарата (сокращённо РСА), за которую в Т-80 отвечает привычная для многих водителей педаль сцепления. РСА представляет собой проточной части двигателя, закрываемой лопаткой. Лопатка, закрываясь и открываясь, регулирует мощность, передаваемую от главной турбины на свободные, подключённые напрямую к бортовой коробке передач. Благодаря РСА, скорость заднего хода у танка увеличилась, но при соблюдении максимальных оборотов.
А теперь кратко о недостатке, который появился у Т-80 взамен на увеличенную скорость заднего хода… Он исходит из самого газотурбинного двигателя и тот же ГТД-1 000 требовал 70 литров авиационного керосина только для запуска. Жор топлива при езде мог удивить кого угодно… Над экономностью двигателя работают до сих пор и тот же ГТД-1 250 экономнее самого раннего танкового ГТД. Дальнейшие шаги предпринимались в перспективном ГТД-1 400 благодаря установке блока управления двигателем. Он управлял мощностью агрегата и потреблением топлива соответственно. Разрабатывались и другие коробки передач, но это уже другая история…