Выгодно ли иметь свой гостевой дом или мини-отель в Крыму? Кто-то ответит -еще поди заимей такое! Дорого же! Да, покупать дорого, а взять в аренду стоит вполне обозримых денег. По крайней мере в сравнении с покупкой. И, возможно, я бы пребывала в уверенности, что провернуть такое крайне выгодно, если бы изначально, в 2016 году, не была управляющей в гостевом доме. Тогда народу на полуостров ехало много, несмотря на отсутствие моста. Во-первых, в порядке было авиасообщение и билеты стоили вполне подъемных денег. Во-вторых, паром мало пугал желающих добраться до Крыма, даже до западного берега, где я и работала, который далек от материка! В сезон загрузка в гостевом доме была стопроцентная. И все равно сумма прибыли в итоге выходила небольшой. Хотя хозяева гостевого дома были очень довольны - до этого было и того хуже! Если ты работаешь хорошо, то и тратишь много. Потому многие и пытаются сэкономить хоть на чем-то, чтобы заработать, отсюда и косяки, которыми недовольны туристы и о которых я писала тут.
Я неоднократно видела тех, кто брал гостевые дома в аренду и пытался таким образом заработать. В лучшем случае, за сезон, у неопытных отельеров, получалось заработать деньги, которые здесь легко получить в найме, ни о чем не беспокоясь. Им же они доставались в изрядной нервотрепке и переживаниях. Иногда получалось выйти в ноль и это тоже ничего! В конце концов, такой опыт — дорогого стоит! Ну и третий вариант, когда приходилось закрывать минусы из своего кармана.
Итак, в чем ошибка начинающих отельеров-арендаторов, которые хотят заработать?
1. Неудачное расположение
Не стоит связываться с отелями, которые находятся далеко от моря, вдали от цивилизации. Если люди приехали на машине, то это упрощает дело, а если нет? Такси в сезон — накладно. Общественный транспорт — забит. И еще доберись до него! В общем, желательно, чтобы море было максимум в 300-500 метрах, по пути не было крутых подъемов и лестниц, а рядом с отелем располагались хоть какие-нибудь магазины, кафе, аптека, желательно остановка общественного транспорта.
2. Совковые интерьеры
Те, кто сдают отели в аренду, сильно не переживают об их ремонте. И арендаторы, которые часто видят отель только на картинке, впадают в ступор, когда оказываются на месте. Некоторым приходится менять шторы, покрывала и белье, чтобы хоть как-то выправить ситуацию. Это самое малое и недорогое, что можно сделать. Хотя, если умножить на количество номеров то же белье и еще на два, потому что нужна смена, то получится прилично! Но все равно дешевле, чем делать ремонт и менять мебель! Просто к стоимости аренды придется прибавить еще и эти расходы и, соответственно, вычесть их из своей прибыли.
3. Мало развлечений
Разумеется отелю прибавит очков в глазах туристов, если там будет бассейн, настольный теннис или еще какие-нибудь развлечения. Времена, когда в Крыму говорили — вы что, в отеле сидеть приехали? Идите на море, езжайте на экскурсии, по набережной погуляйте! Эти времена, к счастью, канули в лету. И туристы даже от небольшого отеля ждут что-нибудь помимо номера. Но тут стоит учитывать, что обслуживание того же бассейна стоит прилично, если планируете держать его в достойном виде. Об этом я тоже писала.
4. Соседи
О соседях заранее не узнаешь, тем более арендуя отель на расстоянии. А даже если и приедешь не в сезон, то впечатления не составишь. Соседи могут быть шумными. Вернее даже не они, а туристы, которым жилье сдают. Например, у нас в семейном гостевом доме, даже при полной загрузке двадцати пяти номеров, было достаточно спокойно. Во всяком случае детей все укладывали спать без проблем в девять или десять вечера. С соседями тоже повезло — два гостевых дома по бокам с той же семейной концепцией. Зато в конце улицы располагался хостел, где до утра шумела молодежь. Я знаю, что мини-отели рядом очень страдали — постояльцы жаловались, но сделать ничего было нельзя. Они жарили шашлыки, громко говорили. И вроде бы все было в рамках — не дебоширили, не включали музыку на полную мощность, но все равно отдыхать соседям было проблематично. Две семьи таким образом перебрались в наш гостевой дом, когда освободились номера. Хотелось спать спокойно.
5. Отсутствие изюминки
Клиент нынче пошел требовательный, чай с заморским сервисом знаком, потому и на нашем юге требует похожего. В конце концов, ценник обычно тут не маленький, клиент имеет право выбирать! Продвинуть отель без какой-то изюминки или фишки очень сложно. Их огромное количество в поисковых системах, всевозможных агрегатах, они вылезают в рекламе, иди тут выделись! Туристы просматривают отели пачками, прежде чем на чем-то остановиться. Не зацепило? Переходят к следующему варианту! Конечно бывает такое, что выбирают по остаточному принципу — бронируют в последний момент, а мест осталось мало. Но это должно с сезоном повезти. Надеяться только на это — такое себе.
6. Плохие трубы, проводка и т. д.
Если вы не разбираетесь в коммуникациях, то сложно определить в каком состоянии они находятся. Тем более в гостевом доме, где так много всего! Сюрпризы начнут появляться в процессе, когда будет ломаться то одно, то другое. Причем, каждая поломка может вылетать в копеечку! Но даже не это поблема. Отсутствие воды или электричества разозлит туристов и их гнев обрушится на ваши головы. Тонкая струйка воды в душе или запах канализации — вопрос потребуют решить здесь и сейчас. В сезон сложно найти специалиста быстро. Обычно я находила нескольких и вызывала сразу оптом. Кто-то один да приезжал! Но этому я со временем научилась, не сразу. На самом деле, плохая «начинка» отеля — это проблема на всем полуострове. Вложиться в фасад выгоднее со всех сторон — и дешевле, и сразу видно, внимание привлекает. А что там эти трубы? Но проблемы могут быть глобальными, особенно в сезон, когда отель заполнен и нагрузка на коммуникации велика.
7. Форс-мажор
Здесь может быть все, что угодно! Например, в июне 2021 затопило центр Ялты и многие перебрались отсюда в другие места, хотя этот довольно сильный потоп, ликвидировали быстро. В случае форс-мажора клиет имеет право разорвать договор и уехать раньше и ничего с этим не сделаешь. Политическая ситуация. Плохая погода. Да, здесь случается и такое — холодный июнь или сентябрь 15 градусов и дожди. В Крыму и без того короткий сезон, а если еще и такое, то считай он пропал. Экономические катаклизмы. На чем будут экономить люди, в случае, когда случается финансовый коллапс? На отдыхе в первую очередь! Не на еде же и одежде! Туризм и отельный бизнс — крайне эластичные бизнесы, то есть они реагируют на малейшие изменения в мире. И страдают в первую очередь. Вспомните хотя бы карантин. То лето прошло отлично для Крыма! Но до 15 июня народу не было вообще — считалось, что здесь все закрыто. Но кто хотел, тот ехал. Правда, таких было мало. Кому же захочется быть взятыми в аэропорту и посаженными на карантин? Все это были слухи, но отпугнули многих. А остальных отпугнула перспектива находиться в местах скопления людей в такой период. Мы уже попрощались с сезоном, но с 15 июня все официально открыли, народ поехал и то было очень многолюдное лето — заграницу-то закрыли. Весна, зато, была никакая.
8. Большая конкуренция
В Крыму огромное количество гостевых домов, мини-отелей и апартаментов. Чтобы выделиться, нужно чем-то выгодно отличаться, завлечь людей и дать себе хорошую рекламу. Все это вложения. Бывает так, что хозяева мини-отеля так хотят сдать его в аренду, что рассказывают о постоянных клиентах и сарафанном радио, благодаря которым их отель всегда заполняется. А это может быть не так. Обычно отели в аренду берут зимой и тогда же арендаторы начинают готовить его к сезону, занимаясь наполнением в том числе. Стоит помнитЬ, что возможно придется вложиться и в это, а не только непосредственно в аренду.
9. Сложно найти толковый персонал
Впрочем, проблема эта есть не только на юге. Но здесь она стоит в полный рост. Многие приезжают в эти края работать на лето, но работа у таких в основном на втором месте. На первом же — отдохнуть, походить на море, погулять вечером. А иначе зачем это все? Пользы от таких работников мало. Они могут уйти в любой момент. В работе не заинтересованы совершенно. Некоторые думают, что в небольшом отеле можно работать семьей, не нанимая сторонний персонал. Смотря какая семья! Встречались мне и семейные пары, которые были одновременно администраторами, поварами и номера убирали. Но когда много народу — это крайне сложно. Где-то да будет провисать. А это значит, что люди будут недовольно. Им все равно, что вы экономите на персонале, потому что надо заработать! Они хотят администратора на ресепшен в любой момент. Вовремя убранный номер. Вкусный горячий завтрак. Если все это заявлено, то обязательно должно быть. За это деньги платят! По тому, что я наблюдала, крайне сложно разрываться между всеми делами и вовремя закрывать потребности гостей. Лишний персонал — еще расходы в копилку к аренде, рекламе, каждодневным возникающим бытовым расходам и многому другому.
Вывод
Взять в аренду гостевой дом или небольшую гостиницу в принципе можно. Это лучше, чем начинать ее строительство или покупать! Примериться, так сказать. Но следует учитывать много нюансов. В Крыму мне встречались арендаторы гостиниц, которые вообще ничего не понимали в этом бизнесе. Они пришли сюда из перевозок, торговли, строительства, уверенные, что ничего сложного во владении отелем нет! Но на самом деле нюансов, как и расходов, здесь очень много!
Какие расходы стоит учитывать, беря в аренду мини-отель, гостиницу или апартаменты на сезон, кроме аренды?
- Коммунальные услуги. Если это юрлицо, то и стоимость их выше.
- Продукты питания, если оно, это самое питание, у вас заявлено.
- Стиральный порошок, бумага, мыло, гели для душа и все то, что будете предоставлять гостям в ванной и использовать для уборки и стирки.
- Зарплата персоналу.
- Продвижение и реклама.
- Интернет. Выношу это в отдельный пункт. Важно, чтобы он был хороший! В Крыму с этим сложно, но можно найти. Правда, дешевым он не будет. Но тут не стоит экономить в принципе, время такое — плохой интернет гарантия того, что туристы будут недовольны, вы то и дело будете получать жалобы.
- Средства для очистки бассейна. Кстати, наполнить бассейн водой — это не ванну налить! Счет потом придет огромный. Пока не столкнулась — не знала!
- Постоянный мелкий ремонт чего-либо. Даже если кажется, что все отлично и ломаться абсолютно нечему, поверьте — ломаться что-то, да будет и хорошо если не каждый день. Сюда же испорченные/украденные полотенца, разбитая посуда и другое.
- Уход за садом и территорией. Хорошо, если вы сами это умеете — экономия на лицо! Но все равно что-то необходимо купить.
- Транспортные расходы — вы же будете что-то привозить сами или кого-то нанимать для того, чтобы привезти что-то крупное. В общем, транспортных расходов не избежать.
И это все при условии того, что не будет ломаться что-то глобальное, что может потребовать больших вложений и то, что нужно сделать без отлагательств. Тут, конечно, можно с хозяевами на берегу обсудить, мол, они платят, если что. Но не все на это согласны. Еще иди докажи, что не ты виноват! Все целое же отдавали!
Но люди работают в этом бизнесе. Кому-то повезло сразу - я заставала сезоны в Крыму, когда здесь в прямом смысле яблоку негде было упасть. Кто-то выучился на своих ошибках и теперь знает все нюансы. А у кого-то этот бизнес давно и идет по накатанной. В любом случае, каждый приобретает свой опыт. Как, впрочем, и в любом деле.