Найти тему

F-4 Phantom: Прототипы и разработка.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Хотя изначально Phantom создавался как специализированный палубный самолет, он стал самым распространенным американским сверхзвуковым истребителем. Не менее 1264 машин было поставлено ВМС США и 2640 самолетов - ВВС США. Только F-86 Sabre/FJ Fury превзошел F-4 Phantom по количеству выпущенных самолетов, но с точки зрения долговечности эти североамериканские типы имели более короткую карьеру, чем Phantom. Завод Джеймса С. Макдоннелла в Сент-Луисе, штат Миссис-Сури, получил широкую известность в конце 1940-х годов благодаря линейке реактивных истребителей для ВМС США.

Начало положил FD-1 (позднее FH-1) Phantom, за ним последовал F2H Banshee, широко применявшийся в Первый макет AH-1.

ВВС также закупили большое количество самолетов McDonnell в виде дальнего истребителя F-101 Voodoo и производной от него разведывательной версии RF-101. Однако в 1953 году корпорация McDonnell Aircraft получила серьезный удар, когда контракт на поставку истребителей для ВМС США получила компания Vought на самолетом F8U Crusader.

Картинка из свободных источников. Переделанный макет F4H, модифицированный под двигатели J79
Картинка из свободных источников. Переделанный макет F4H, модифицированный под двигатели J79

В августе 1953 года McDonnell за свой счет начала серию опытно-конструкторских работ (Model 98), чтобы расширить производство одноместного F3H Demon за счет установки более мощных двигателей и улучшения дальности полета. Главный конструктор Герман Д. Барки и его команда создали четыре проекта, получившие обозначения Model 98A-E. Все они базировались на F3H Demon и оснащались разными двигателями. Модель 98A (F3H-E) должна была иметь два реактивных двигателя Wright J67 и скорость на высоте M=l.69. Модель 98B (F3H-G/-H) должна была оснащаться двумя двигателями Wright J65 или двумя General Electric J79; скорость должна была составлять M=l.52 и M=l.97 соответственно. Модели 98C с дельтавидным крылом и 98D с прямым крылом и удлиненным фюзеляжем должны были быть с парой реактивных двигателей Wright J65 или двумя J79-GE-X207A. Последняя модель 98E (F3H-J) была спроектирована с большим и более тонким дельтавидным крылом. Легко заменяемые одно- и двухместные носовые отсеки были частью конструкции, позволяя Model 98 выполнять различные задачи. Универсальности добавляла возможность установки в носовой части поискового радара APQ-50 или системы управления огнем, картографического радара, фотокамеры или электронного разведывательного оборудования, а также четырех 20-мм пушек или убирающихся пусковых установок для 56 2-дюймовых ракет FFAR (Folding Fin Aircraft Rocket). Восемь крыльевых и одна фюзеляжная подвеска могли нести различное подвесное вооружение - бомбы, ракеты, ядерное оружие, крылатые ракеты или топливные баки.

Картинка из свободных источников. Первая машина YF4H-1 с серийным номером 142259 в сборочном цехе.
Картинка из свободных источников. Первая машина YF4H-1 с серийным номером 142259 в сборочном цехе.

В июне 1957 года компания McDonnell предложила ВВС проект Model 98AD для рассмотрения в качестве двухместного истребителя для ВВС США. Самолет не имел бортового оборудования и должен был быть вооружен четырьмя ракетами класса "воздух-воздух" GAR-2 или GAR-4 Falcon. Однако ВВС в то время были совершенно не готовы рассматривать вариант самолета. Поэтому модель 98AD (а также модели 98DA и 98DB, разработанные как двухместные и одноместные боевые самолеты с 20-мм пушкой M61A1) не пошла в производство. Версия Model 98P для фоторазведки изначально была такой же, поскольку у ВМС США уже имелся сверхзвуковой самолет-разведчик Vought F8U-1P Crusader (правда, он не обладал возможностью ночной съемки, которая появилась на RF-110A для ВВС в начале 1962 года). Но только в феврале 1963 года Корпус морской пехоты получил разрешение на заказ первых девяти из 46 самолетов RF-4B). Хотя первоначально не было никакого интереса к экспортным версиям модели 98 (модель 98BB для Королевских ВВС), в 1963 г. в США появилась модель RF-110A.

В 1964 году Великобритания стала первым зарубежным заказчиком "Фантома", за ней последовали другие страны, в результате чего общее производство F-4 составило 5 195 машин. Пиковый уровень производства (два самолета в день) был достигнут в 1967-1968.

Продолжение следует…

Поддержите канал-поставьте лайк.