1. Проверка домашнего задания. Упражнение 77. Дети читают придуманные предложения, учитель хвалит самые удачные.
- В каких прилагательных вы написали удвоенную НН? (утренний, ранний, весенний).
2. Объявление темы урока. Актуализация знаний.
На доске записаны предложения:
В классе есть старательный ученик.
В классе есть старательные ученики.
- Найдите имена прилагательные (старательный, старательные).
- Выделите у них окончания (-ый, -ые).
- Почему окончания различаются? (в первом предложении ученик в единственном числе, а во втором ученики - во множественном).
Значит, имена прилагательные могут изменяться по числам.
Прочитайте вторую пару предложений:
В классе есть старательные ученики.
В классе есть старательные ученицы.
- Какого рода слово ученики? (мужского).
- Какого рода слово ученицы? (женского).
- Изменились ли окончания прилагательных в зависимости от рода существительных? (окончания одинаковые).
Значит, имена прилагательные по родам не изменяются.
Сегодня мы будем учиться писать окончания имен прилагательных во множественном числе.
3. Работа по теме урока. Откройте учебники на стр. 24 и прочитайте правило параграфа 7.
- Как изменяются имена прилагательные? (по числам).
- Как изменяются прилагательные в единственном числе? (по родам).
- На какой вопрос отвечают прилагательные во множественном числе? (какие?)
Обратите внимание на окончание вопроса: -ие, у прилагательных будут созвучные окончания -ые, -ие.
Сделаем памятку в тетради, какие окончания могут быть у прилагательных в форме множественного числа:
Прочитайте правило еще раз про себя и повторите без учебника.
Упражнение 79. Прочитаем слова и устно составим словосочетания.
Будем работать письменно вместе, один ученик - у доски - будет доказывать окончания.
Упражнение 80.
- Кто из вас летом гулял по лугу? Какие цветы вы наблюдали?
Сейчас мы прочитаем текст Льва Толстого и узнаем, какие цветы наблюдал писатель в середине лета.
- Перечислите, как цветы упомянул Толстой (кашки, ромашки, колокольчики, горошки, васильки, повилики).
- Названия каких цветов вам незнакомо?
Кашка - это клевер, повилика - это вьюн, который опутывает растения.
Выпишите самостоятельно из текста названия цветов с именами прилагательными, окончания прилагательных выделите.
Проверка:
4. Домашнее задание. Упражнение 81. Дома вам нужно будет потренироваться выбирать окончания прилагательных во множественном и единственном числе.