Найти тему

Киноклуб. Долг и расчет

В последнее время фраза «никто ничего никому не должен» настолько распространилась, что слово «долг» хочется выкинуть из употребления, найти ему какую-то альтернативу, чтобы слушателя не коробило.

Некоторым людям кажется, что «долг» это нечто навязанное обществом, принуждение к тому, чего хочется избежать.

Это что-то, что поселяется «в голове», как вирус.

В общем, надо как-то изгнать и защититься, чтобы не проникало.

Кажется, что путь к свободе забарикадирован тяжелыми ящиками с надписями «долг» и стоит свой путь расчистить, так и наступит счастье.

Как ни странно, но это, последнее, абсолютно верно.

Нюанс лишь в том, что в «ящиках» и как «расчистить».

Если считать, что «долг» это конструкция «в голове», то «забить», будет вполне логичным решением.

Но так ли это?

Насколько долг может существовать объективно, и какой может быть путь к «расчистке» предлагаю посмотреть на примере фильма

Гая Ричи «Переводчик» (2023).

-2

Два мужика уцелели после вражеской засады, где потеряли всех своих.

Они не друзья, но соратники – их цель вернуться на авиабазу.

Один спасает жизнь другому, которого ранили, рискуя своей. Очень сильно рискуя.

То есть, нам понятно, что без этого акта спасения – сохранить свою жизнь, в одиночку, ему было намного проще.

Но он поступает как должно, как считает нужным.

Раненый при этом ни о чем не просит, он вообще едва ли в сознании.

Далее спасенный возвращается домой с ним все ок, но его «плющит» от того, что он понимает, кто его спас, и насколько тот человек из-за этого в опасности.

Конечно, можно углубиться в конструкции, что там ситуация такая, не я ее создал, в конце концов каждый делает свой выбор, и так далее.

В фильме очень хорошо видно, что любые подобные способы разрушат жизнь и не в «голове», а в реальности.

И это даже при том, что спасенный и не пытается увильнуть, а просто не может ничего сделать дистанционно.

Поэтому он совершает единственно возможное в данной ситуации.

И в самом конце, абсолютно очевидно, что будет дальше.

Смотрели фильм?

К вам вопрос такой.

Предположим, у первого мужика, Ахмета, не возникло бы никаких проблем в жизни, никто бы за ним не охотился.

Остается ли, в таком случае, спасенный Джон Кинли перед ним в долгу?

Нужно ли что-то с этим делать, если да то, что и почему?

Или «спасибо, хорошо и ладно»?