1. Проверка домашнего задания. Упражнение 73.
- Почему у прилагательных холодный, холодная, холодное разные окончания? (они разного рода).
Упражнение 74.
- Почему у прилагательного горячая окончание -ая, а не -яя? (ча-ща пишем с буквой а).
2. Объявление темы урока. Актуализация знаний.
- Какие окончания бывают у прилагательных мужского рода? (-ой, -ый, -ий).
- Какие окончания бывают у прилагательных женского рода? (-ая, -яя).
- Какие окончания бывают у прилагательных среднего рода? (-ее, -ое).
Сегодня мы будем тренироваться писать родовые окончания прилагательных.
3. Отработка темы урока. Сейчас запишем под диктовку текст. Упражнение 75 учитель диктует без предварительного разбора.
После записи идет фронтальная проверка:
Учащиеся по очереди читают предложения, называют окончания и род прилагательных. Учитель спрашивает, есть ли у кого-то ошибки и какие.
Упражнение 76. Сейчас мы будем образовывать однокоренные слова от словарных слов берёза, осина, сирень, тополь. Будем работать вместе, один ученик - у доски.
- Какие из записанных слов являются именами прилагательными? (берёзовый, осиновый, сиреневый, тополевый). Подчеркните их волнистой линией.
- Что такое березняк и осинник? (лес березовый и осиновый).
- Разберем слова по составу: сразу видно корни слов, потом - окончания, в заключении приставки и суффиксы.
- Устно подберите к каждому прилагательном существительное, чтобы получилось словосочетание (березовый сок, осиновый кол, сиреневый туман, тополевый лист).
Сейчас мы говорим тополиный, а не тополевый. Но в мире природы есть животные с названием тополёвый:
Умение подбирать существительные к прилагательным вам понадобится при выполнении домашнего задания.
4. Домашнее задание. Упражнение 77.