Манагер размышляет о феномене сибпанка и вспоминает, как предки известных сибирских музыкантов появились в Сибири.
Фрагменты видеоинтервью в Новосибирске. Арт-пространство «Цоколь», 30 мая 2024 года.
Машбюро: – Олег, расскажи историю твоей семьи и о том, как твои предки оказались в Сибири.
Олег: – Этот вопрос частично связан с феноменом сибпанка. Мне кажется, в Сибири у огромного количества людей примерно одинаковая история. Объясню на своём примере. Все мои предки – прадеды и прабабушки – прибыли в Сибирь после Гражданской войны: из Белоруссии (Витебская область), из-под Пензы, из-под Орла. Орловский прадед – Филипп – в Кемеровскую область, другой – на север Омской области. Дед Алексей Филиппович встретил Христинию Прохоровну (из-под Витебска), и родился мой отец. Мама – из Омской области. Бабушка по материнской линии была сиротой. Неизвестно, кто её родственники, но, думаю, и они были пришлые.
Предки, спасаясь от голода после Гражданской войны, уезжали в Сибирь и на Урал. Многим везло – обживались, заводили хозяйство и жили в относительном достатке. Вот, у моего прадеда (по отцу) было три лошади, понятно, что хозяйство было крепкое. А когда прадед умер, его сын – мой дед – возглавил семейство. Это было время коллективизации. Дед поступил мудро: посмотрел на жёсткие меры большевиков и порешил – либо семья, либо лошади. Потому и выбрал семью. Свёл лошадей в колхоз, и так, собственно говоря, сохранил дом и родных в полном здравии и неприкосновенности.
Хоть я и родился я в Новосибирске, но часто в детстве приезжал к деду в посёлок Ижморский – это на Транссибирской магистрали за Анжеро-Судженском. Там я и узнал свои «земляничные поляны». Если Битлз написали Strawberry Fields Forever в 1966 году, то, что такое земляничные поляны я узнал в 1968-м, когда мне их показал дед. Он был лесником и часто брал меня с собой в лес. Как-то дед Алексей остановился на поляне, сорвал ягоду и дал попробовать. Земляника была сладчайшая, а дед сказал, что это самая чудесная и сладкая ягода, которую можно найти. Я это запомнил. Думаю, когда мы с Егором написали песню «Лес», то интуитивно память детства сыграла свою роль. А теперь «асфальтовый завод пожирает мой лес».
Большинство моих друзей и знакомых – в основном сибиряки во втором поколении. Я расспрашивал: чьи-то предки переехали сюда еще в столыпинскую реформу, но большая часть переселенцев – после гражданской войны уезжали в Сибирь, начинали новую жизнь и пускали здесь корни. У Егора Летова предки-казаки были из Восточного Казахстана, а у Жени Пьянова (Махно), как он рассказывал, род по линии матери шёл от родного брата Нестора Махно. Они осели на юге Омской области. И у многих такое прошлое. А кто-то оседал после срока в сталинские репрессии или прибывали на великие стройки, обзаводились семьями и жили от тюменских северов до БАМа.
Как-то я размышлял, почему столько замечательных ярких музыкантов появились именно в Сибири: Лукич, Янка, Егор, братья Лищенко, Ромыч Неумоев, Женя Кокорин, Селиванов, Ревякин, Радкевич, Подорожный, Володя «Сват» и многие другие. Я досконально не исследовал судьбу каждого, но по памяти – из разговоров, сложилось впечатление, что у всех было примерно одинаково. И я очень рад, что оказался в этой среде. Мы – потомки этих крестьян-казаков-переселенцев – жили в больших сибирских городах и сформировались в городской среде. Из-за быстрой индустриализации в Советском Союзе произошло столкновение крестьянского мира «человека природы» с агрессивной городской промышленной средой. Возник пассионарный толчок. А мы ещё были и мальчики любопытные: много читали, мечтали, стремились к необычному или странному. В школах нередко получали по «щам» и дрались, защищая своё, многим одноклассникам не совсем понятное.
Потом, в 18-20 лет, проснулось обострённое ощущение неправды, неверности пути или каких-то ошибок, которые были очевидны в государстве. Так появился сибпанк: через внутренний протест против несправедливости, от преследований КГБ, явной диспропорции между идеей о лучшем будущем и несколько перекошенной приземлённой реальности. Хотелось, чтобы жизнь была прекрасной, а пришла Перестройка, и мы активно противились нарастающей дикости…
Присоединяйтесь к нашему сообществу в ВК: