Найти в Дзене

Олег Судаков (Манагер): «Они для меня перестали быть мертвыми: и Лукич, и Кузьма, и Егор, и Янка»

Фрагменты видеоинтервью Манагера в Новосибирске. Арт-пространство «Цоколь», 30 мая 2024 года. Олег рассказывает о Лукиче: – Насколько я помню, Дима (Лукич) начинал играть еще в десятом классе – в школьной группе «Астероиды». Мы же все познакомились в 1987-м году на фестивале. Познакомившись с Егором, Янкой, братьями Лищенко, он, конечно, воодушевился. Тогда и писались все эти околополитические песни: «Булочка с маком», «РСДРП»... Но ближе к началу 90-х в Лукиче произошла некая трансформация. Как-то мы завели с ним разговор, и Дима мне прямо посоветовал: беги от этой чёрной музыки, она разрушит твоё сознание, извратит, и ты не сможешь себя спасти. Я, естественно, насмехался, отвечал, что у нас хватает душевности, трепетности и веры в чистоту помыслов. Лукич же в году 91-92-м стал отходить от панк-рока и перешёл на сторону «людей души», скажем так. Хотя и сам он в обычной жизни иногда совершал всякие поступки, и по-разному в разные моменты жизни можно было его оценить: где-то с укор

Фрагменты видеоинтервью Манагера в Новосибирске. Арт-пространство «Цоколь», 30 мая 2024 года. Олег рассказывает о Лукиче:

30.05. 2024 Олег Судаков (Манагер) Видеоинтервью для Машбюро. Новосибирск. Арт-пространство «Цоколь». Скриншот видео
30.05. 2024 Олег Судаков (Манагер) Видеоинтервью для Машбюро. Новосибирск. Арт-пространство «Цоколь». Скриншот видео

– Насколько я помню, Дима (Лукич) начинал играть еще в десятом классе – в школьной группе «Астероиды». Мы же все познакомились в 1987-м году на фестивале. Познакомившись с Егором, Янкой, братьями Лищенко, он, конечно, воодушевился. Тогда и писались все эти околополитические песни: «Булочка с маком», «РСДРП»... Но ближе к началу 90-х в Лукиче произошла некая трансформация. Как-то мы завели с ним разговор, и Дима мне прямо посоветовал: беги от этой чёрной музыки, она разрушит твоё сознание, извратит, и ты не сможешь себя спасти. Я, естественно, насмехался, отвечал, что у нас хватает душевности, трепетности и веры в чистоту помыслов.

Лукич же в году 91-92-м стал отходить от панк-рока и перешёл на сторону «людей души», скажем так. Хотя и сам он в обычной жизни иногда совершал всякие поступки, и по-разному в разные моменты жизни можно было его оценить: где-то с укором, где-то пальчиком погрозить… Но тем не менее, всё равно в нем чувствовалось это излишнее, по обычным стандартам, стремление к правде, справедливости, правильности. Но не менторски, не по указке, а потому что так душа просила.

Вадим Кузьмин (Лукич), Одег Судаков (Манагер), Егор Летов. Фото из архива ВК Черного Лукича
Вадим Кузьмин (Лукич), Одег Судаков (Манагер), Егор Летов. Фото из архива ВК Черного Лукича

– Однажды я осознал, что, один из первых героев рок-н-ролла, кому нужно поставить памятник, – это не Цой, не Летов, не Янка, не Башлачёв, а Вадим Петрович Кузьмин (Лукич). Потому что столько песен о чём-то хорошем, тёплом, правильном, нужном и важном он спел, что ни один из перечисленных авторов сделать не смог. Вроде, и песни у него были не очень сложные, иногда и пел он их не очень внятно, не очень громко или пронзительно... Но тем не менее это было и громко, и пронзительно! Потому что говорил он о том, о чём многие стеснялись сказать, а он выплеснул столько душевной теплоты в мир…

В этом и есть его заслуга: сохранить в себе то правильное, ради чего все живут. С одной стороны, это звучит как лозунг или обычное менторство: что жить нужно правильно, надо быть хорошим (тут же вспоминается: «мне стыдно быть хорошим»). Тем не менее, все: мёртвые и живые, – живут по определённому кодексу, и в этом кодексе говорится именно о том, о чём пел Лукич.

Тогда кого же ценить и за что? За протест, отрицание и выворачивание основ? Вадим Петрович это тоже проходил. Но ведь живём мы не для того, чтобы что-то сломать. Даже сломав, нужно еще суметь построить и жить дальше. Лукич говорил о том, что составляет вот эту жизнь человека гораздо больше, чем все остальные. Я был потрясён, когда осознал это много лет спустя.

24.09.2000. ЧЕРНЫЙ ЛУКИЧ. Москва, ДК Горбунова. Фото из архива ВК группы Черный Лукич.
24.09.2000. ЧЕРНЫЙ ЛУКИЧ. Москва, ДК Горбунова. Фото из архива ВК группы Черный Лукич.

– У Димы нет аналога. Возможно, и через сто лет такой второй человек не родится. Есть массовое производство, а есть эксклюзивные, штучные изделия. Вот Дима – он такой один, его никем не заменить. Я очень рад, что я с ним был знаком, и что он мне передал свое видение жизни. Пусть несколько позже я это оценил, когда он ушёл, но тем не менее.

В этом году Диме исполнилось бы 60 лет. Мы давно перестали воспринимать его смерть в трагическом ключе. Мы отплакали, отмучились, отстрадали, а с течением времени возникает ощущение, по крайней мере, у меня, что все они: известные и менее известные мои друзья и знакомые, которые умерли, но всё равно, вроде, где-то живут. Только далеко: как будто в Уругвае, где-нибудь в Монтевидео. Через океан не переплыть, но однажды мы там все встретимся. Я их таким образом воспринимаю, и они для меня перестали быть мертвыми: и Лукич, и Кузьма, и Егор, и Янка.

Больше материалов читайте на канале «МАШБЮРО: сибирское сообщество рок-н-ролла». Мы ВКонтакте. Присоединяйтесь! ПИШЕМ СТАТЬИ о музыкантах и их поклонниках

Смотреть полную версию интервью с Манагером в Новосибирске 30 мая 2024 года

1987 год. Киев, у Олега Древаля.  Егор Летов, Янка Дягилева, Вадим Кузьмин  (Лукич), Олег Азегов. Фото из архива ВК Черного Лукича. Фото О. Древаля из архива ВК группы Черный Лукич
1987 год. Киев, у Олега Древаля. Егор Летов, Янка Дягилева, Вадим Кузьмин (Лукич), Олег Азегов. Фото из архива ВК Черного Лукича. Фото О. Древаля из архива ВК группы Черный Лукич

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: