Адлер считал, что стиль жизни человека, во многом, определяется порядком рождения в семье. Безусловно, не у каждого ребенка стиль жизни полностью совпадает с общими описаниями Адлера, но сложно отрицать часто встречающиеся закономерности, которые были им обнаружены.
Зная позицию ребенка в семье, можно предположить наличие определенных сложностей во взрослом возрасте.
Старший ребенок
Родители переживают по поводу появления первенца, стремятся сделать все «как надо», дарят ребенку безграничную любовь и заботу. Старший ребенок наслаждается своим безмятежным существованием до момента появления братика или сестрички, что кардинально меняет его положение. У него происходит "внутренняя революция", в которой происходит колоссальное изменение его взгляда на мир.
Ребенок переживает травматичный опыт «монарха, лишенного трона». Он всеми силами старается вернуть себе прежнее положение, соревнуясь за родительское внимание с братиком/сестричкой. Родители, задерганные хлопотами, связанными с уходом за новорожденным, становятся не в состоянии выдерживать инфантильные требования старшего ребенка, на которые начинают отвечать наказанием, пресекая попытки ребенка добиться тотального внимания к себе.
Первенец начинает понимать, что попытки обратить все внимание на себя ведут к наказанию и ощущает себя «в изоляции», разрабатывая стратегию выживания в одиночку, когда он не будет нуждаться в чей-то привязанности и чьем-либо одобрении.
Психологические особенности: старший ребенок, как правило, вырастает консервативным, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Зачастую, именно он становится хранителем семейных установок и моральных стандартов.
Единственный ребенок
Его позиция уникальна: ему не надо конкурировать с братьями и сестрами. Он привык к большому количеству материнской заботы, вследствие чего, часто соперничает с отцом за внимание мамы.
До тех пор, пока его социум ограничен семьей, он ощущает себя "центром Вселенной", но, когда его социальное поле расширяется, он осознает, что больше не находится в центре внимания, за которое ему не приходилось бороться с братьями и сестрами. В результате, у него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
Психологические особенности: зависимость, эгоцентризм.
Второй ребенок
Он оказывается в ситуации, где у него уже есть старший брат/сестра. Второй ребенок растет со стремлением побивать рекорды своего сиблинга, который задаёт ему темп. С мотивацией быть лучше брата/сестры, его темп развития часто оказывается более высоким: он может быстрее начать сидеть, ползать, ходить, разговаривать.
«Он ведет себя так, как будто состязается в беге, и если кто-нибудь вырвется на пару шагов вперед, он поспешит его опередить. Он все время мчится на всех парах»
Альфред Адлер
Второй ребенок, в своем стремлении доказать свое превосходство перед братом/сестрой, ориентирован на достижения, для которых может использовать как прямые, так и окольные методы. Негативной стороной является то, что он может ставить перед собой чрезмерно высокие цели, повышая, тем самым, вероятность возможных неудач.
Психологические особенности: стремление к соперничеству, достижениям, честолюбие.
Самый младший ребенок
Младший ребенок не проживает шока, связанного с «лишением трона» другим сиблингом. Его могут окружать заботой не только родители, но и старшие братья и сестры. Зачастую, ему приходится пользоваться вещами других членов семьи (при ограниченности в средствах, может не быть ничего своего). Старшие сиблинги «задают ему тон», что может приводить к тому, что младший ребенок начинает испытывать сильное чувство неполноценности, отсутствие независимости.
Наряду с негативными последствиями его положения, у него есть и преимущество: высокая мотивация превзойти старших сиблингов. В результате, он часто становится самым быстрым бегуном, лучшим музыкантом, образцовым учеником.
Психологические особенности: чувство неполноценности, высокая мотивация "быть самым лучшим" в своем деле.
P.s. — буду рада видеть Вас в своем канале https://t.me/mindpsychologies