В нашем обществе процесс формирования субъекта, как его формулирует стадия зеркала Жака Лакана, находится под влиянием различных особенностей современной мировой культуры. Широкая доступность электронных устройств, таких как планшеты и мобильные телефоны, получило максимально широкое распространение у родителей в воспитании детей по всему миру.
Дети часто знакомятся с устройствами, виртуальными аватарами, персонажами и симуляциями через игры и интерактивные приложения. Эти устройства предлагают доступ к множеству приложений и игр, многие из которых оснащены виртуальными аватарами – цифровыми изображениями людей в виртуальных средах. От настраиваемых персонажей в игровых приложениях до анимированных персонажей на платформах социальных сетей — виртуальные аватары стали неотъемлемой частью цифрового опыта детей.
Согласно данных «Исследовательского центра Пью», 60% детей от 0 до 4 лет пользуются смартфоном, обычно это приложения с играми, или просмотр видео.
Всё это ставит вопросы о влиянии на процесс формирования идентичности субъекта в детском развитии, а также логики идентификации, унаследованной субъектом на этой стадии.
17 июля 1949 года, когда Ж. Лакан выступает на 16 конгрессе МПА в Цюрихе, его концепция стадии зеркала успела с тех пор войти в практику французской группы более или менее прочно.
Лакан использует идеи из самых разных областей науки, чтобы сформулировать основополагающую для его деятельности идею стадии зеркала. Вводя это понятие, он сразу же акцентирует внимание на фиктивности, которая стоит у истоков формирования субъекта, но фиктивности, которая и позволяет субъекту себя «собрать» по образу и подобию этой фикции.
Каждый шаг в логике стадии зеркала – принципиально важен для субъекта, и поразительно опасен, для его сборки. Фиксация, или «поломка» на любом из этих шагов может стать, печальным образом, судьбоносной для субъекта.
Проходя логику стадии зеркала, с оглядкой на проблематику развития цифровых технологий, мы можем выделить:
1. Этап узнавания собственного образа в зеркале.
Самый первый этап, который кажется автоматическим и неизбежным. По психическим или соматическим причинам, субъект, в теории, может просто не узнать собственный образ, что неизбежно приводит к фиксации субъекта на до-зеркальной стадии, и невозможности построения собственного образа тела, и, как следствие, дальнейшей социализации.
Медицинским диагнозом-эквивалентом данной «поломки», можно назвать расстройства аутистического спектра (РАС). Благодаря исследованию 2020 Центра по контролю и профилактике заболеваний США, мы видим стабильную динамику роста выявлений РАС. К 8 годам РАС регистрируется у 1-го ребёнка из 36, тогда как в 2004 году соотношение было 1 к 166. И, хотя исследователи интерпретируют данный рост в первую очередь с распространением информировании населения о РАС, а также совершенствованием скрининга, исключать влияние общественной культуры воспитания ребёнка на формирование субъекта было бы опрометчиво.
Для субъекта, не вошедшего в фазу «первичного нарциссизма», возможность для дальнейших идентификаций будет отсутствовать. Субъект не будет заинтересован, захвачен собственным образом:
образ недифференцирован, нет возможности его выделения (А.Юран)
В связи с этим, можно лишь предположить связь непрохождения данного этапа и возможным диагнозом РАС. В данном случае, нас интересует не столько причина, сколько следствие и теоретизация этой
потенциальной возможности аналитического акта, который может нечто поменять для субъекта (А.Юран)
2. Этап присвоения субъектом видимого образа, «imago».
Он гипнотически автоматично усваивается со всеми его недостатками и несоответствиями. Опасность для субъекта в данном случае видится в ошибочном восприятии искаженного образа как своего, и, как следствие, несогласованность соматического тела, и тела воображаемого.
Субъект будет вынужден сопоставлять своему фактически наличествующему телу зеркального образа «аватара», в данном случае, который даже не создан под конкретного субъекта, а выдан ему в форме чего угодно: от абстрактного существа до пустой геометрической фигуры. Точнее это тело будет сопоставляться с образом, что неизбежно будет приводить к замешательству и несоответствиям. Можно предположить три возможных исхода для субъекта:
- В лучшем случае субъект поймет фиктивность образа, и не будет его идентифицировать с телом
- Субъект примет образ и в дальнейшем мы будем иметь дело с искаженным образом собственного тела.
- Субъект не выдержит сложности сопоставления несоответствующих образов и откажется от этой идеи. Как итог – субъект вернется к до-зеркальной стадии, образ тела распадется согласно расчлененного, аутоэротического образа.
3. Этап установления логики построения субъективной реальности, на основе логики стадии зеркала.
В данном случае, логика существования объектов и феноменов на основании их видимости может привести субъекта к искаженному пониманию реальности. Иными словами, сингулярное формирование реальности субъекта может отличаться от реальности его социального окружения на столько, что это будет создавать значительную проблему для социализации субъекта. Речь идёт не о галлюцинациях, а о том, что субъект может чрезмерно наделять объекты их видимыми качествами, ошибаясь в их восприятии.
В логике стадии зеркала мы имеем дело с иллюзорностью, которая остается в порядке лишь искаженной реальности. Тогда как при использовании устройств дополняющих реальность появляется видимость физически не присутствующая в материальном мире, но крайне значительно участвующая в процессе восприятия субъекта.
Итогом последствий для субъекта здесь может быть как излишнее недоверие субъекта к окружающему миру, так как он изначально столкнулся с фактическим отсутствием значимого объекта коммуникации, так и возврат к до-зеркальной стадии, галлюцинировали и распад восприятия телесного образа.
Подводя итог, следует заметить, что было бы глупо противостоять прогрессу. Но важно знать на каких этапах развития субъекта, на что этот субъект опирается. Вводить дизориентирующую его виртуальную реальность тогда, когда у субъекта еще не сформирована сама логика восприятия себя в реальности - может создать такие сложности, в которых субъект и вовсе решится на отказ от размещения себя в этой самой реальности.
Автор: Жах Денис Константинович
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru