Город или деревня? В советское время этот вопрос решался просто — если были варианты, то человек выбирал жизнь в городе. Сейчас картина изменилась. С программой господдержки «Земский учитель» многие педагоги выбирают сельскую местность. И вот почему…
История Марии
Креативные дети и творческие учителя. Мечта об оригинальности и нестандартности и тех, и других сейчас живет во многих современниках. Ученики и коллеги Марии Кудриной именно такие. Открыла это она для себя, когда переехала в новую школу в село Черниговка Приморского края по программе «Земский учитель».
— Мы с коллегами снимали «Цветную неделю»: я предложила директору проводить уроки в одежде в цвет дня, и она с удовольствием согласилась. Учителя поддержали. Дети тоже всегда легко подхватывают интересные инициативы.
Мария Кудрина приехала в школу в Черниговке три года назад из Амурской области (где родилась, выросла, работала, вышла замуж и родила сына). Приехала вместе с мужем. Ему предложили перевод по службе в Приморский край, а Мария решилась на участие в программе «Земский учитель», чтобы семье не разлучаться.
— Семья до последнего думала, что это шутки. Помню, как бабушка говорила: «Мария, везде хорошо, где нас нет». А я ей сказала: «Но я же там не была, вот поеду и узнаю».
И узнала, что в Черниговке ничуть не хуже. Правда, с ностальгией вспоминает свое красивое село, где росла, и дом, который пришлось продать. Но на новом месте купили другой дом, а на полученные за земство деньги взяли квартиру в ипотеку.
— Новое место жительства уступает только в красоте. Я очень рада, что в селе проводится множество классных мероприятий, фестивалей, есть детские развивающие центры (ребенок при деле), есть чем заняться и взрослым — на любой вкус и кошелек, — говорит Мария. — В кинотеатре показывают фильмы, которые идут в прокате, есть современные кафе, клуб, стадион. В общем, почти все, что в городе, есть и у нас в селе.
Что такое программа «Земский учитель»
Программа «Земский учитель» стартовала в 2020 году с амбициозной целью — привлечь талантливых педагогов в сельские и поселковые школы по всей стране. Государство предлагает участникам программы на Дальнем Востоке:
— внушительную выплату в 2 миллиона рублей, деньги можно использовать на обустройство на новом месте, на покупку жилья;
— гарантированную стабильность: участник программы обязуется отработать в сельской школе не менее 5 лет.
Но дело не только в деньгах. Те, кто решился на переезд в провинцию, говорят, что их привлекает особая атмосфера сельских учебных заведений.
— Новая школа небольшая. В среднем в классе 16 человек, немного непривычно после работы в классах, где было до 30 ребят. Выиграла в том, что школа работает в первую смену. На прежнем месте был занят целый день. А сейчас появилось время на себя: я выступаю в народном театре, учусь играть на гитаре, путешествую по потрясающему Приморью с семьей.
В Черниговке, по словам Марии, лояльная и понимающая школьная администрация, к которой без проблем можно обратиться по любому вопросу. Директор — за любые современные новшества. И ученики быстро привыкли к новой учительнице английского, встречают всегда тепло и радостно.
— Здорово, что я кого-то мотивировала на обучение языкам. Вообще, стараюсь быть с детьми на одной волне. Легко соглашаюсь снимать с ними разные современные ролики. До меня ребята не делали такого. Я пару раз предложила, теперь они сами идеи подкидывают: подходят, а давайте то снимем, а давайте вот так. И другие классы видят и тоже просят.
Свежие идеи, энергия и вдохновение новой учительницы оказались очень заразительны. И у учеников появился шанс открыть в себе новые таланты и поверить в свои силы. А это помогло и Марии — она участвовала в конкурсе «Учитель года» и вошла в пятерку финалистов в крае.
История Владимира
Об особой атмосфере в сельской школе говорит и Владимир Айкашев. Он тоже с недавнего времени земский учитель — преподает физкультуру в Усть-Хайрюзовской средней школе в Камчатском крае. Уже целый год он участвует в этой программе.
— Для меня решение было осознанным, взвешенным и никаких сомнений не возникало. Родные меня поддержали, с семьей мы обсудили этот вопрос и решили вместе ехать на новое место жительства и работы. Приехали мы из Республики Алтай.
Школа на Камчатке, в которой начал работать по программе Владимир, новая, уютная, красивая, материально-технически укомплектованная. Отличается от предыдущей, где отработал 6 лет, количеством детей, так как село маленькое, всего 700 жителей, и школа малокомплектная — около 100 учеников. А на старом месте детей было больше тысячи. Но зарплата на новом месте выше.
— Есть, конечно, в жизни и работе на северных территориях свои плюсы и минусы, — говорит Владимир. — Сложностью, в первую очередь для меня и всей моей семьи, стала труднодоступность, так как с другими населенными пунктами и городом есть только авиасообщение.
Село находится на берегу Охотского моря, основная деятельность здесь — это рыболовство. Но природа, продолжает Владимир, чудесная. Камчатка нравится, и вулканы прекрасны!
Хорошей поддержкой стала финансовая составляющая программы. Владимир купил на выделенные государством деньги новую квартиру около школы для своей большой семьи — а у него пятеро детей. Сейчас все, кроме старшей дочери (она студентка Горно-Алтайского политехнического колледжа), учатся в местной школе. Жена работает там же поваром.
Но самое важное — это горящие глаза его учеников, когда они занимаются спортом. Ведь Владимир с энтузиазмом ведет уроки физкультуры и внеклассные спортивные секции в сельской школе, организует соревнования, туристические походы и другие активности для местных ребят.
— Кроме уроков, я тренирую младшую возрастную группу под названием «Спортивные игры» — играем с ребятами в волейбол, баскетбол, футбол. В старшей группе — в баскетбол. Я сам увлекаюсь волейболом, играю с сельскими волейболистами-любителями, являюсь учредителем спортивного клуба села и руководителем школьного спортивного клуба.
Владимир, как и Мария из школы в Черниговке, участвовал в конкурсе Министерства просвещения «Учитель года».
— Моей целью работы учителем было и остается самосовершенствование, саморазвитие и служение любимому делу. Я рад, что смог привнести свою энергию и любовь к физической культуре в эту школу.
В ближайшие 10 лет Владимир видит себя в образовании, в своей любимой работе. И серьезно говорит, что Камчатка стала его судьбой.
Новые возможности
Программа «Земский учитель» — это не просто способ трудоустройства для педагогов. Это возможность изменить и собственную жизнь, и жизнь ребят в малых городах и сельской местности, что особенно важно для Дальнего Востока. Поработав несколько лет в такой школе, можно приобрести бесценный опыт, который пригодится в любой точке страны.
А государственная поддержка, возможность сразу обустроиться на новом месте и горящие глаза благодарных ребят с лихвой компенсируют все трудности.
Информацию о том, кто может принять участие в программе «Земский учитель» и как это сделать, можно узнать на сайте Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики. Напомним, что не только педагоги, но и врачи могут получить поддержку от государства. Программа Земский доктор направлена на то, чтобы медпомощь для жителей малых городов и сельской местности стала доступнее.