Павлу Черткову из Новой Каховки, что на Херсонщине, служить в Афганистане довелось не особо долго. Призвали его в ряды СА в 1982 году. После традиционной для водителя доподготовки в учебной части в Туркестанском военном округе он был направлен в отдельный 424-й автобат, базировавшийся в Шинданде. Город расположился в самом начале огромной полупустынной долины, через которую в давние времена проходил походом на Индию сам Александр Македонский.
Однако Павлу было не до исторических изысков. Попал он во 2-ю роту 424 батальона подвоза горючего, так что главной работой молодого парня стала его доставка от советской границы до военных частей и аэродромов, разбросанным по Афганистану. Вот и в этот раз рота Хархана, залившись горючим, через Шинданд отправилась в Кандагар. Самый стандартный рейс, если не считать жары, длительности да регулярных обстрелов.
Поначалу все шло, как обычно. Через пустынный отрезок заехали в Кандагар, слили топливо, а потом собрались в обратный путь. Однако едва 5 сентября 1983 года колонна свернула с трассы в пустыню, как машина Черткова по какой-то причине загорелась. Ее успели потушить, однако кабина полностью выгорела, и КамАЗ взяли на буксир. Павел перебрался в машину своего друга Минсалиха Искандарова, а в его машину посадили запасного водителя из молодых солдат.
Обратный путь прошел относительно спокойно, но на последнем участке одна из машин роты сломалась. Пока с нею возилось техзамыкание, основная колонна уже успела вырваться далеко вперед. Командир техзамыкания лейтенант Гаджибалаев приказал Искандарову с Чертковым догнать колонну и присоединиться к ней.
В пути Минсалих попросил Павла пересесть за руль его КамАЗа, и ребята, не останавливаясь, поменялись местами. Колеса наматывали километры, и, казалось, скоро солдаты приедут в расположение части. Оставался последний отрезок пути – километров 30. Однако примерно в этом районе слева от шоссе стояли руины старой крепости. Там-то и притаился пулеметчик. По летящей на скорости 80 км/час машине попасть непросто. Первая очередь пришлась по бамперу КамАЗа. Это заметил Минсалих и успел крикнуть: «Паша, дави на газ, обстрел». Душман сделал поправку, и следующая очередь пришлась в лобовое стекло. Чертков в это время изо всех сил придавил педаль газа, надеясь, набрав скорость, проскочить опасное место. И тут по кабине пришлась третья очередь.
Пули калибра 7,62 прошили борт КамАЗа и левую дверь. Одна из них попала в грудь Черткова, пройдя буквально в 1 сантиметре от сердца, пробила легкое и вышла через спину в районе лопатки. Искандарову пуля попала прямо в лоб, от чего тот не приходя в сознание, умер в госпитале. Павел тоже потерял сознание, но чисто автоматически успел выключить передачу. Машина по инерции продолжила движение по бетонке, потом съехала с дороги и остановилась в 200 метрах от точки засады.
Через время Павел пришел в себя, рассмотрел рядом смертельно раненого Минсалиха. Хотя левая его рука висела плетью, он решил не сдаваться и принять бой, если душманы попробуют подойти к машине. Однако стрелок, по-видимому, посчитав дело сделанным, не стал проверять кабину машины, а просто покинул место засады. Подождав некоторое время, Павел попробовал выехать на трассу.
Едва он вывел машину на бетонку, опять отключился. Придя в себя, поехал в направлении Шинданда, до которого оставалось еще добрых три десятка километров, то теряя сознание, то вновь приходя в себя. Как он доехал до поста – не помнит. Уже там его пересадили в УАЗик, и отправили в госпиталь. В часть же пошло сообщение, что КамАЗ 424 автобата подвергся нападению. Водитель – тяжелый 300-й, пассажир – 200-й.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
Паша потом долго еще лечился, но до конца жизни в его легком остались осколки от пули. Своего сына, родившегося в 1990 году, он назвал в честь Минсалиха Мишей. За проявленное мужество и героизм Павла Васильевича Черткова наградили орденом Красной Звезды.
Больше 20 лет он руководил в Новой Каховке местной организацией Союза ветеранов Афганистана «Память». Товарищи сняли о Черткове небольшой видео-фильм.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.