Найти тему

Финансы в строительстве. Баланс затрат по объекту и управление задолженностью

Оглавление

Третья статья цикла «Финансы в строительстве» расскажет, как снизить финансовые риски в строительстве, контролирую баланс затрат по объекту и управляя расчетами с заказчиками.

Баланс затрат по строительному объекту и управление задолженностью
Баланс затрат по строительному объекту и управление задолженностью

Баланс строительного объекта

Почти всегда строительство ведется на средства заказчика. Начало проекта начинается с аванса. После его освоения производится промежуточная сдача работ, и заказчик оплачивает следующий транш.

Если ваша компания ведет несколько объектов и не пользуется Сметтером, то вам трудно будет отследить момент, когда затраты по объекту превысят полученные средства. Эта ситуация называется «отрицательный баланс затрат по объекту» и чревата финансовыми рисками.

Отрицательный баланс означает, что в моменте вы потратили на строительство объекта больше средств, чем получили от заказчика. Получается, что вы вкладываете в стройку собственные средства или авансы с других объектов. То есть вы не только не получаете прибыль, а напрямую несете убытки от такого проекта, безвозмездно кредитуя чужое строительство. Отсюда возникают следующие риски:

  • кассовый разрыв по другим объектам или по корпоративным расходам;
  • риски убытков при разногласиях с заказчиком и расторжении договора.

Для контроля баланса объекта во многих компаниях действует прямое распоряжение не производить финансирование стройки при ее отрицательном балансе.

Баланс объекта в программе Сметтер обновляется с ходом строительства
Баланс объекта в программе Сметтер обновляется с ходом строительства

В строительной программе Сметтер баланс объекта обновляется онлайн с ходом строительства. Вы можете контролировать этот показатель на странице объекта, а финансист всегда видит баланс объектов при согласовании заявок на оплату. Таким образом, Сметтер экономит десятки рабочих часов в месяц и нервы сотрудников.

Дебиторская задолженность

Для того, чтобы поддерживать поток платежей от заказчика, вы должны управлять дебиторской задолженностью заказчиков: не допускать ее существенного роста и вовремя предоставлять акты сдачи-приемки и счета на оплату. Часто нехватка времени на подготовку этих документов влечет за собой невозможность в течение месяцев получить очередной платеж от заказчика. Такие ситуации заканчиваются плачевно: заказчик понимает, что документов нет, оплаты не производит и стройка ведется для него «бесплатно». Ему не составляет труда шантажировать оплатами подрядчика и выбивать из него максимально выгодные для себя условия. Если вы пользуетесь Сметтером, то контроль дебиторской задолженности не составит труда:

  • задолженность заказчиков обновляется онлайн и видна менеджерам и финансистам;
  • акты сдачи-приемки работ, сверки, КС-2 и КС-3 создаются за секунды;
  • на основании актов и сверок выставляются счета на оплату.

Кредиторская задолженность

Большое количество авансов ставит вашу компанию в ситуацию существенной кредиторской задолженности перед заказчиками. Это нормально, но распределение авансов важно контролировать.

«Внутри» авансов есть доля вашей валовой прибыли и доля средств, которые потребуется направить непосредственно на строительство. Вы должны прогнозировать, какую часть средств на счетах можно направить на нужды компании и дивиденды собственникам и сколько средств зарезервировать на строительные расходы. При невнимательном распределении авансов вполне можно оказаться в ситуации, когда долги перед заказчиками исчисляются миллионами рублей, а средств на достройку объектов нет. В таком случае строительная деятельность начинает напоминать финансовую пирамиду: старые объекты достраиваются за счет авансов с новых.

Анализ авансов строительной компании в режиме онлайн
Анализ авансов строительной компании в режиме онлайн

В Сметтере есть отчет «Анализ авансов», который подскажет, как распределить средства и сколько денег требуется зарезервировать на стройку. Этот отчет тоже обновляется онлайн по ходу строительства.

Итого

Итак, держать руку на пульсе ваших финансов крайне важно для снижения рисков. Такой мониторинг – очень трудоемкий процесс, требующий отдельных сотрудников.

Если же вы используете в работе Сметтер, то контроль финансов не потребует от вас усилий и сделает ваши финансовые потоки прозрачными.

---

Хотите автоматизировать ваш бизнес?

Попробуйте программу Сметтер. 14 дней полного доступа после регистрации.

Сметтер - это базы строительных расценок по России и СНГ, редактор смет, планирование, работа с закупками и работами, финансовая аналитика компании, строительные документы и акты документы в один клик.