Найти в Дзене

К 125-летию со дня рождения Юрия Александровича Завадского (30 июня/12 июля 1894, Москва — 5 апреля 1977, Москва)

Портрет Ю.А. Завадского неустановленного художника. 1910-е гг. РГАЛИ. Ф. 2718. Оп. 1. Рисунок, акварель.
Портрет Ю.А. Завадского неустановленного художника. 1910-е гг. РГАЛИ. Ф. 2718. Оп. 1. Рисунок, акварель.

Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения крупнейшего русского театрального режиссера и педагога Юрия Александровича Завадского.

Вступив на сценическую стезю в середине 1910-х годов, он учился у великих режиссеров К.С. Станиславского и Е.Б. Вахтангова, а впоследствии стал одной из главных фигур в театральном мире, прежде всего московском. Среди театров, с которыми связано имя Ю.А. Завадского, – Московский художественный театр, Театр им. Е.Б. Вахтангова, Центральный театр Красной Армии. Однако, пожалуй, все наиболее весомое в творческом наследии режиссера связано с его работой в Театре им. Моссовета. Именно здесь Юрий Александрович служил главным режиссером на протяжении 37 лет – с 1940 по 1977 годы.

Отрывок из роли Калафа из пьесы К. Гоцци «Принцесса Турандот». 1922 г. РГАЛИ. Ф. 2718. Оп. 1. Рукопись с правкой Ю.А. Завадского.
Отрывок из роли Калафа из пьесы К. Гоцци «Принцесса Турандот». 1922 г. РГАЛИ. Ф. 2718. Оп. 1. Рукопись с правкой Ю.А. Завадского.

Ю.А. Завадский пришел в уже сложившийся театр, в его труппе блистала целая плеяда крупных советских актеров – В.В. Ванин, С.С. Годзи, О.А. Викландт и другие. И в этот сработавшийся коллектив вместе с Юрием Александровичем должны были влиться пришедшие с ним − «своим» режиссером − новые не менее блистательные актеры, которые много лет служили в Театре-студии Ю.А. Завадского и Ростовском академическом театре драмы им. М. Горького: В.П. Марецкая, Н.Д. Мордвинов, Р.Я. Плятт и другие. Так под руководством Ю.А. Завадского начало формироваться новое содружество актеров. Сохранив прежние театральные традиции, новый коллектив фактически утвердил Театр им. Моссовета в качестве одного из ведущих драматических театров Москвы.

Личный фонд Юрия Александровича Завадского в РГАЛИ (ф. 2718) – свидетель труднейших лет начала его работы в театре, расцвета и утверждения новых подходов и открытий на театральной сцене. Документы, которые в итоге составили более 2500 единиц хранения, поступили в архив в начале 1970-х годов от самого режиссера, а после его кончины – от сына Евгения Юрьевича в 1981 году. Таким образом, творческий архив Ю.А. Завадского в РГАЛИ достаточно полон.

Материалы фонда охватывают режиссерскую и актерскую деятельность Юрия Александровича − от практически первых шагов его как актера на сценах театральных студий Е.Б. Вахтангова и К.С. Станиславского до самых поздних режиссерских работ над спектаклями в театре им. Моссовета.

Зарисовки Ю.А. Завадского, выполненные в ходе над ролью Калафа из пьесы К. Гоцци «Принцесса Турандот». 1922 г. РГАЛИ. Ф. 2718. Оп. 1. Рисунки, грвфит. карандаш.
Зарисовки Ю.А. Завадского, выполненные в ходе над ролью Калафа из пьесы К. Гоцци «Принцесса Турандот». 1922 г. РГАЛИ. Ф. 2718. Оп. 1. Рисунки, грвфит. карандаш.

Самый ранний документ творческой деятельности в архиве Ю.А. Завадского датируется 1922 годом − рукописный текст роли Калафа, сыгранной им в первой постановке легендарного спектакля Студии Е.Б. Вахтангова по пьесе К. Гоцци «Принцесса Турандот». Рукопись изобилует рисунками актера, его авторскими вставками для исполняемой роли, что свидетельствует о серьезной проработке сценария.

Среди актерских и режиссёрских материалов в фонде Ю.А. Завадского, естественно, преобладают документы, связанные с работой над спектаклями Театра им. Моссовета: «Винздорские насмешницы», «Маскарад», «Они сражались за Родину», «Цезарь и Клеопатра», «Чайка» и многих других. Но присутствуют здесь и материалы работы над спектаклями МХАТа, Ростовского драматического театра им. М. Горького и другими.

Фотография Ю.А. Завадского. 7 декабря 1928 г. РГАЛИ. Ф. 2921. Оп. 10.
Фотография Ю.А. Завадского. 7 декабря 1928 г. РГАЛИ. Ф. 2921. Оп. 10.

Примечательно, что творческий архив Юрия Александровича сохранил множество авторских эскизов, рисунков, зарисовок, сделанных им в ходе работы над спектаклями, и даже дружеских шаржей на актеров, театральных режиссеров писателей. Среди героев шаржей Ю.А. Завадского – актеры Р.Я. Плятт, Ф.Г. Раневская, режиссеры Н.П. Охлопков, В.Н. Плучек, драматург А.Н. Арбузов, писатели К.М. Симонов, К.А. Федин, композитор Д.Б. Кабалевский.

В РГАЛИ хранится более 500 документов рукописей режиссера, охватывающих период с начала 1930-х до середины 1970-х годов. Целый пласт – его театроведческие работы, статьи-воспоминания, интервью, рецензии о книгах и отзывы на спектакли. Юрий Александрович сохранил также большое количество текстов собственных выступлений на торжественных вечерах, театральных собраниях. Вероятно, наиболее неожиданные творческие материалы Ю.А. Завадского в составе фонда – его стихотворения, написанные в первые годы эвакуации Театра им. Моссовета в 1941-1942 годах.

Стихотворение Ю.А. Завадского «Ну что ж, что смерть…». Нач. 1940-х гг. РГАЛИ. Ф. 2718. Оп. 1. Черновой автограф.
Стихотворение Ю.А. Завадского «Ну что ж, что смерть…». Нач. 1940-х гг. РГАЛИ. Ф. 2718. Оп. 1. Черновой автограф.

Несмотря на большой объем творческих материалов основу фонда составляет переписка – более 1500 единиц хранения. Среди респондентов и адресатов Юрия Александровича − Л. Арагон, О.Ф. Берггольц, Б. Брехт, Р.Л. Кармен, О.Л. Книппер-Чехова, И.С. Козловский, С.М. Михоэлс, И.А. Пырьев, Ж.-П. Сартр, А.Я. Таиров, Г.С. Уланова, Д.Д. Шостакович, С.М. Эйзенштейн и др.

Письма самого режиссера посвящены театральным и бытовым вопросам, а особое место занимают в них проблемы творческой жизни Театра им. Моссовета: работа над постановками спектаклей, их художественное и музыкальное оформление, выбор репертуара, работа актеров. Письма иностранных респондентов повествуют о гастрольной деятельности Театра им. Моссовета и подтверждают известность мастера за пределами СССР.

Дружеский шарж Кукрыниксов на Ю.А. Завадского. 1944 г. РГАЛИ. Ф. 2718. Оп. 1. Рисунок, тушь, перо, акварель.
Дружеский шарж Кукрыниксов на Ю.А. Завадского. 1944 г. РГАЛИ. Ф. 2718. Оп. 1. Рисунок, тушь, перо, акварель.

Юрий Александрович Завадский был не только выдающимся режиссером, но и видным деятелем ВТО, партийным деятелем, профессором ГИТИСа. Раздел биографических материалов в его фонде широко освящает эти стороны жизни режиссера.

Один из наиболее интересных разделов фонда – изобразительные материалы. Среди них − множество фотографий Ю.А. Завадского как индивидуальных, так и с коллегами по творчеству: с Л.М. Леоновым. В.П. Марецкой, С.В. Михалковым, Н.Д. Мордвиновым, М.А. Шолоховым. К сожалению, в архиве не сохранилось детских и юношеских фотографий Юрия Александровича, однако имеются два его портрета. Первый (неустановленного авторства) предположительно 1910-х годов, а второй – шарж, нарисованный Кукрыниксами в 1944 году и подаренный режиссеру в 1949 году. Отдельное место в разделе занимают фотографии сцен из спектаклей в различных театрах России и мира.

Помимо личного фонда Юрия Александровича, в РГАЛИ его материалы или относящиеся к его жизни и творчеству также находятся в фонде Театра им. Моссовета (ф. 2921). На данный момент комплекс включает в себя 11 описей и более 4500 единиц хранения. Здесь отложились статьи Завадского и материалы работы в театре как руководителя и как режиссера.

Фотография Ю.А. Завадского с О.Н. Абдуловым, В.П. Марецкой, Б.Ю. Олейниковым, А.Л. Шапсом и др. [Конец 1940-х – 1953 гг.] РГАЛИ. Ф. 2718. Оп. 1.
Фотография Ю.А. Завадского с О.Н. Абдуловым, В.П. Марецкой, Б.Ю. Олейниковым, А.Л. Шапсом и др. [Конец 1940-х – 1953 гг.] РГАЛИ. Ф. 2718. Оп. 1.

Именно в фонде Театра им. Моссовета сохранилась одна из ранних фотографий Ю.А. Завадского, датируемая 7 декабря 1928 года, с дарственной надписью Б.Ю. Оленину.

На сегодня в РГАЛИ хранится самый крупный и содержательный комплекс документов о жизни и творчестве Ю.А. Завадского. Режиссер оставил неизгладимый след в истории отечественной культуры, и наш архив с гордостью участвует в сохранении культурного наследия Юрия Александровича.

Н.А. Илюшин, заведующий архивохранилищем РГАЛИ