Итальянский сыр буррата очень отличается от других сыров. Этот культовый сыр имеет не только необычный внешний вид в форме упругого мешочка из сыра моцарелла, внутри которого находится нежный тягучий сыр из сливок, но и интересную историю создания, свой особенные вкус и способ производства. Известно, что первая буррата был произведена приблизительно 100 лет тому назад на ферме одного сыродела, расположенной в городе Андрия (регион Апулия). Из-за сильного снегопада фермер не смог доставить молоко в город. Понимая, что рискует потерять все молоко, фермер переработал его определенным образом, в результате чего получил тонкую оболочку, внутрь которой поместил сливки, в итоге получился интересный новый вид сыра - буррата. Затем этот рецепт начали использовать другие местные сыровары, и сыр получил название по месту своего производства - Burrata di Andria.
Буррата быстро стала популярной. Для гарантии качества продукта и с целью оставить за собой производство этого деликатеса местные производители создали Консорциум по защите, поддержке и продвижению сыра Burrata di Andria (CONSORZIO PER LA TUTELA E LA VALORIZZAZIONE DELLA BURRATA DI ANDRIA IGP).
Burratta di Andria является защищенным географическим указанием в ЕС с 2015 года ( PGI Burrata di Andria). Также на имя Консорциума зарегистрировано 2 коллективных знака ЕС - знаки № 017326745 и № 017326778 для "сыра буррата, произведенного по спецификации PGI Burrata di Andria" с приоритетом от 13 октября 2017 года.
И поскольку одной из функций Консорциума является защита прав на наименование Burrata, Консорциум следит за появлением новым сходных или идентичных товарных знаков ЕС и, обнаружив их, пытается предотвратить предоставление им правовой охраны. Одно из последних таких дел связано с заявкой на регистрацию комбинированного товарного знака ЕС "BURRATA CAMPANA" № 18812474. Данное обозначение заявлено на регистрацию в EUIPO (Ведомство по интеллектуальной собственности ЕС) 19 декабря 2022 года в отношении товаров 29 класса, в том числе для молока и молочных продуктов на имя производителя из Италии, который не имеет право на использование PGI Burrata di Andria и вышеуказанных коллективных знаков.
Процедура регистрации товарных знаков в ЕС включает в себя этап подачи возражений от третьих лиц, которые не согласны с предоставлением правовой охраны заявленному обозначению. В апреле 2023 года Консорциум подал возражение против регистрации данного знака в отношении всех заявленных товаров в Отдел возражений EUIPO. В качестве оснований возражения Консорциум указал:
- ст. 8(1)(b) EUTMR (Постановления Европейского Парламента и Совета ЕС 2017/101), отказ в регистрации заявленного обозначения на основе сходства с более ранним знаком, сославшись на сходство заявленного знака с ранее зарегистриованными коллективными знаками, и
- статьи 8(6) EUTMR (Постановления Европейского Парламента и Совета ЕС 2017/1001), отказ в регистрации товарного знака, если его регистрация может привести к конфликту с охраняемыми наименованиями мест происхождения и географическими указаниями, сославшись на защищенное PGI Burrata di Andria.
Сходство до Степени Смешения - Ст. 8(1)(b) EUTMR
В случае установления сходства с коллективным знаком на основании ст. 8(1)(b) EUTMR, необходимо доказать, что потребители могут воспринимать товары, охраняемые более ранним коллективным знаком, и товары, указанные в заявленном обозначении, как товары, производимые членами ассоциации, которая является правообладателем коллективного знака.
Для того, чтобы это доказать, знаки необходимо сравнить и установить сходство до степени смешения. Сравниваются внешний вид знаков, доминирующие элементы, товары и услуги, круг потребителей и т.д
Что касается заявленного обозначения № 017326778, Отдел возражений EUIPO пришел к выводу, что "молочные продукты" и "буррата" являются идентичными товарами, товары "молоко" и "буррата" являются сходными товарами, с остальными заявленными товарами сыр "буррата" не является однородным товаром. Оба знака содержат словесный элемент "burrata", который является описательным в отношении заявленных товаров буррата, молочные продукты и молоко, и не обладает различительной способностью. В коллективный знак Консорциума входит стилизованное изображение сыра буррата и рук, слова "di Andria" воспринимаются как место происхождения сыра (из Андрии), а аббревиатура IGP означает сокращение от словосочетания "защищенное географическое наименование". Что касается заявленного обозначения, оно содержит более стилизованное изображение бурраты, а слово "campana" является прилагательным от Campania и изначает "из Кампаны". То есть словесные элементы в знаках не обладают различительной способностью.
Отдел возражений EUIPO пришел к выводу, что визуально знаки имеют низкую степень сходства благодаря различию изобразительных элементов. Фонетически знаки имею сходство ниже среднего. Концептуально знаки, по мнению EUIPO, имеют низкую степень сходства - оба знака сообщают своим потребителям о разных местах производства сыра, а в случае с заявленным обозначением - также о других продуктах.
Основываясь на данных выводах, Отдел возражений EUIPO пришел к выводу, что обозначения не являются сходными до степени смешения. Одно единственное идентичное слово "burrata" никак не влияет на сходство, поскольку не обладает различительной способностью.
В отношении второго знака Отдел возражений EUIPO пришел к аналогичному выводу.
Географическое Указание - Ст. 8(6)(b) EUTMR
В соответствии со ст. 13(1) Регламента Парламента и Совета ЕС 1151/2012 PGI (географическое указание) должно быть защищено от:
- (a) любого прямого и косвенного коммерческого использования зарегистрированного наименования применительно к продуктам, не подпадающим под действие регистрации, если данные продукты являются сходными с продуктами, зарегистрированными под указанным наименованием, или если использование наименования приводит к спекуляции репутацией защищенного наименования, включая те случаи, когда указанные продукты используются в качестве ингредиента;
- (b) любых злоупотребления, подделки или воссоздания, даже если указано истинное происхождение продуктов или услуг или если защищенное наименование переведено или сопровождается такими выражениями, как "стиль", "вид", "метод", "как произведенный в", "имитация" или аналогичными выражениями, включая те случаи, когда данные продукты используются в качестве ингредиента;
- (с) другого ложного или вводящего в заблуждение указания места получения, происхождения, свойств или основных качеств продукта, которое используется на внутренней или внешней упаковке, рекламном материале или в документах, связанных с указанным продуктом, а также на упаковке продукта в контейнере, если такое указание способно создать ложное представление о происхождении продукта;
- (d) другой практики, способной ввести в заблуждение потребителя относительно истинного происхождения продукта
Если возникает одна из вышеуказанных ситуаций, заявленному обозначению отказывается в регистрации в качестве товарного знака ЕС на основании ст. 8(6) EUTMR.
Консорциум утверждал, что использование наименования "burrata" в заявленном обозначении является "злоупотреблением, подделкой и воссозданием" по смыслу ст.13(1) (b). Наименование "burrata" для потребителей сыра, по мнению Консорциума, является синонимом Апулии, региона, в котором расположен город Андрия. Консорциум предоставил большое количество статей в доказательство популярности и сильной репутации сыра буррата.
Отдел возражений EUIPO согласился, что представленные материалы доказывают популярность данного вида сыра, но укзазал, что эти же материалы содержат информацию, что буррата производится не только в городе Андрия. Производства бурраты появляются в различных частях Италии. Более того, Отдел возражений EUIPO установил, что в основных толковых словарях Италии указано, что сыр буррата производится не только в Апулии, но и в других регионах страны. Во всех статьях, предоставленных Консорциумом, речь идет именно об известности сыра Burrata di Andria, который производится в Апулии, а не просто о сыре буррата. Это значит, что термин "burrata" используется не только в смысле сыра, который производится в Апулии, этот термин относится к виду сыру, который когда-то был изобретен в Апулии, но со временем начал производится в различных регионах Италии, то есть термин "burrata" вряд ли может ассоциироваться только с "Burrata di Andria".
Таким образом, Отдел возражений EUIPO пришел к выводу, что заявленное обозначение "BURRATA CAMPANA" для молока и молочных продуктов вряд ли будет вызывать у потребителей ассоциацию с PGI "Burrata di Andria" или будет являться злоупотреблением репутацией PGI "Burrata di Andria" только по той причине, что в составе заявленного обозначения присутствует термин "burrata", который, на самом деле, означает сливочный сыр, производимый во многих регионах Италии.
Отдел возражений EUIPO не установил, что использование термина "burrata" в заявленном обозначении может каким-то образом злоупотреблять, воссоздавать или являться подделкой PGI Burrata di Andria.
В удовлетворении возражения отказано.