Есть в Мексике город Толука, а в нем на исторической рыночной площади - удивительное здание и заведение: ботанический сад Космовитраль (Cosmovitral).
Само здание - эпохи модерна, построено в 1910-20 годах по проекту архитектора Мануэля Арратиа, и его первоначальное назначение - здание главного городского рынка. Так было до 1975 года.
Ищите женщину!
В то время в Толуке действовала первая в истории города женщина-мэр Иоланда Сентиес Эчеверриа (Yolanda Sentíes Echeverría, р. 1940). Она происходила из очень влиятельной местной семьи, была хорошо образованна и разбиралась в искусстве.
По ее инициативе торговцев, так сказать, изгнали из храма, вернее, бывший рынок превратили в изысканный арт-объект научно-просветительского назначения. До Москвы, нужно сказать, эта тенденция докатилась лишь в наше время (проекты "Винзавод", "Гараж", "ГЭС-2" и другие).
Внутри стен рынка в Толуке разместили ботанический сад, а стены украсили изысканными витражами, выполненными в духе знаменитых мексиканских настенных росписей - муралей (они известны большинству из нас по творчеству Диего де Риверы, Давида Альфаро Сикейроса и Хосе Клементе Ороско). Вообще-то муралистов было намного больше, и среди них попадались и женщины, но самые знаменитые - упомянутые трое. В свою очередь, мурали 20 века развивали традиции древнего искусства ацтеков и майя, то есть настенных рельефов и фресок, украшавших сакральные сооружения.
Флорес и его концепция Космовитраля
Витражи для нового учреждения в Толуке создал Леопольдо Флорес (1934-2016), работавший ранее как муралист и умевший художественно осваивать огромные поверхности. Он же был и скульптором, и живописцем, так что мыслил масштабно и многомерно, обладая чувством формы, пропорций, света и цвета.
Витражи делались не быстро. Работа началась в 1980 году и продолжалась до 1990. Естественно, времена Микеланджело, единолично расписавшего плафон Сикстинской капеллы, давно прошли, и Флорес руководил немаленьким коллективом из 60 мастеров, воплощавших его замысел в жизнь.
Наверное, чтобы сполна оценить этот замысел, надо там побывать, но вряд ли нам это светит при нынешних обстоятельствах. Так что будем довольствоваться чужими фотографиями.
Смысловым центром всей композиции является образ Солнечного Человека, или Человека-Солнца (“Hombre Sol”).
Архетипы хорошо узнаваемы: солнечные боги древних народов, Прометей, витрувианский "совершенный человек", Христос распятый (он тоже - солярное божество), и прочее.
Над головой Солнечного человека - разноцветные летящие птицы, тоже небесные создания.
На плафоне - вращение галактик и созвездий, уходящих в космическую даль.
Напротив Солнечного Человека размещен витраж, изображающий мужчину и женщину, соединяющих руки поверх земного шара.
Это не просто так картинки, а целая концепция.
История мироздания
По мысли Леопольдо Флореса, идея витража - рождение Вселенной и ее взаимодействие с человечеством, которое постоянно борется с мраком, стремясь к свету.
Идея воплощается не только в ясно читаемых образах, но и в выборе цветов витража: переходы от солнечных красок (желтой, оранжевой, красной) к телесным (охра, кирпичный, коричневый), небесным (лазурь, синева, темный кобальт), земным (оттенки зеленого) и сумрачно-инфернальным.
Оппозиция света и мрака представлена на разных уровнях, и пространственных, и смысловых.
Тут есть люди света и люди тьмы.
Солнечным птицам противостоит огромная сова - символ ночи, мрачных тайн и внезапной смерти.
А самый нижний уровень - реальная природа, редкие красивые растения, камни, которыми вымощены проходы, и вода в фонтанах ботанического сада.
Ну, и люди - живые реальные посетители, попадающие в этот райский сад и выходящие оттуда хоть чуть-чуть преображенными силой всеобъемлющей красоты.
Если же кому-то не доведется попасть в Космовитраль в часы его работы, то им можно полюбоваться и снаружи - ночью он подсвечивается.
---
Флорес - довольно распространенная в странах испанского языка фамилия (она производна от существительного Flor - цветок, и означает, собственно, "Цветы").
Я вовсе не имела в виду создателя Космовитраля, когда придумывала героине своей космооперы, Юлии, фамилию Цветанова-Флорес и затейливое происхождение: папа - русский, мама - мексиканка. Вряд ли Лаура Флорес могла приходиться родственницей Леопольдо Флоресу (я даже не знаю, есть ли у него потомки). Но кое в чем мама моей героини развивает идеи Космовитраля в чисто практическом преломлении: уйдя в отставку с должности таможенницы, она организует детский садик для разнопланетных детишек на Арпадане, чтобы представители не похожих друг на друга космических рас с раннего детства учились жить в мире и дружбе.
А в книге "Двойник" одна из дочерей Юлии, названная в честь бабушки - Лаура Цветанова-Флорес, - создает аналогичный детский садик на Тиатаре и называет его La Flor - это и сокращение от Laura Flores, и слово "Цветок" на испанском. Тоже своего рода ботанический садик в космическом антураже. Разве что без витражей. Впрочем, я не знаю - вдруг они там тоже есть, а я про них ничего не написала.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Литмаркете и на Литресе, а также на портале Литсовет.
На Литсовете я выкладываю тексты с созданными мною иллюстрациями. В настоящий момент там выложены все романы серии, включая "Возвращение Улисса".