Найти тему
Наука и фантастика

Космовитраль: космос - природа - человек - искусство - история

Оглавление

Есть в Мексике город Толука, а в нем на исторической рыночной площади - удивительное здание и заведение: ботанический сад Космовитраль (Cosmovitral).

Фото из Википедии
Фото из Википедии

Само здание - эпохи модерна, построено в 1910-20 годах по проекту архитектора Мануэля Арратиа, и его первоначальное назначение - здание главного городского рынка. Так было до 1975 года.

Ищите женщину!

В то время в Толуке действовала первая в истории города женщина-мэр Иоланда Сентиес Эчеверриа (Yolanda Sentíes Echeverría, р. 1940). Она происходила из очень влиятельной местной семьи, была хорошо образованна и разбиралась в искусстве.

Иоланда Сентиес в 2021 году, на вручении премии имени великой мексиканской поэтессы 17 века - Хуаны Инес де ла Крус. Фото из сети.
Иоланда Сентиес в 2021 году, на вручении премии имени великой мексиканской поэтессы 17 века - Хуаны Инес де ла Крус. Фото из сети.

По ее инициативе торговцев, так сказать, изгнали из храма, вернее, бывший рынок превратили в изысканный арт-объект научно-просветительского назначения. До Москвы, нужно сказать, эта тенденция докатилась лишь в наше время (проекты "Винзавод", "Гараж", "ГЭС-2" и другие).

Внутри стен рынка в Толуке разместили ботанический сад, а стены украсили изысканными витражами, выполненными в духе знаменитых мексиканских настенных росписей - муралей (они известны большинству из нас по творчеству Диего де Риверы, Давида Альфаро Сикейроса и Хосе Клементе Ороско). Вообще-то муралистов было намного больше, и среди них попадались и женщины, но самые знаменитые - упомянутые трое. В свою очередь, мурали 20 века развивали традиции древнего искусства ацтеков и майя, то есть настенных рельефов и фресок, украшавших сакральные сооружения.

Флорес и его концепция Космовитраля

Витражи для нового учреждения в Толуке создал Леопольдо Флорес (1934-2016), работавший ранее как муралист и умевший художественно осваивать огромные поверхности. Он же был и скульптором, и живописцем, так что мыслил масштабно и многомерно, обладая чувством формы, пропорций, света и цвета.

Леопольдо Флорес на фоне своего творения. Фото отсюда: https://www.trespm.mx/cultura/a-tres-anos-de-su-fallecimiento-recordamos-al-maestro-leopoldo-flores
Леопольдо Флорес на фоне своего творения. Фото отсюда: https://www.trespm.mx/cultura/a-tres-anos-de-su-fallecimiento-recordamos-al-maestro-leopoldo-flores

Витражи делались не быстро. Работа началась в 1980 году и продолжалась до 1990. Естественно, времена Микеланджело, единолично расписавшего плафон Сикстинской капеллы, давно прошли, и Флорес руководил немаленьким коллективом из 60 мастеров, воплощавших его замысел в жизнь.

Наверное, чтобы сполна оценить этот замысел, надо там побывать, но вряд ли нам это светит при нынешних обстоятельствах. Так что будем довольствоваться чужими фотографиями.

Общий вид. Фото из Википедии.
Общий вид. Фото из Википедии.

Смысловым центром всей композиции является образ Солнечного Человека, или Человека-Солнца (“Hombre Sol”).

Фото из Википедии
Фото из Википедии

Архетипы хорошо узнаваемы: солнечные боги древних народов, Прометей, витрувианский "совершенный человек", Христос распятый (он тоже - солярное божество), и прочее.

Над головой Солнечного человека - разноцветные летящие птицы, тоже небесные создания.

Автор фото: Мануэль Гомес Руано.
Автор фото: Мануэль Гомес Руано.

На плафоне - вращение галактик и созвездий, уходящих в космическую даль.

Фото из сети
Фото из сети

Напротив Солнечного Человека размещен витраж, изображающий мужчину и женщину, соединяющих руки поверх земного шара.

Фото из стокового ресурса.
Фото из стокового ресурса.
Панно поближе. Фото из сети
Панно поближе. Фото из сети

Это не просто так картинки, а целая концепция.

История мироздания

По мысли Леопольдо Флореса, идея витража - рождение Вселенной и ее взаимодействие с человечеством, которое постоянно борется с мраком, стремясь к свету.

Идея воплощается не только в ясно читаемых образах, но и в выборе цветов витража: переходы от солнечных красок (желтой, оранжевой, красной) к телесным (охра, кирпичный, коричневый), небесным (лазурь, синева, темный кобальт), земным (оттенки зеленого) и сумрачно-инфернальным.

Оппозиция света и мрака представлена на разных уровнях, и пространственных, и смысловых.

Разные уровни. Фото отсюда:  https://www.flatproject.ru/interior-design/interior/kosmovitral-v-meksike-vitrazhi-i-istoriya-sozdaniya
Разные уровни. Фото отсюда: https://www.flatproject.ru/interior-design/interior/kosmovitral-v-meksike-vitrazhi-i-istoriya-sozdaniya

Тут есть люди света и люди тьмы.

Люди тьмы (ночи) в окружении хищных птиц и сов. Фото из сети.
Люди тьмы (ночи) в окружении хищных птиц и сов. Фото из сети.

Солнечным птицам противостоит огромная сова - символ ночи, мрачных тайн и внезапной смерти.

Сова. Автор фото - S. Alexis Paganopulos
Сова. Автор фото - S. Alexis Paganopulos

А самый нижний уровень - реальная природа, редкие красивые растения, камни, которыми вымощены проходы, и вода в фонтанах ботанического сада.

Ну, и люди - живые реальные посетители, попадающие в этот райский сад и выходящие оттуда хоть чуть-чуть преображенными силой всеобъемлющей красоты.

Если же кому-то не доведется попасть в Космовитраль в часы его работы, то им можно полюбоваться и снаружи - ночью он подсвечивается.

Фото отсюда: https://mexicoprivatetours.com.mx/blog/the-cosmovitral
Фото отсюда: https://mexicoprivatetours.com.mx/blog/the-cosmovitral

---

Флорес - довольно распространенная в странах испанского языка фамилия (она производна от существительного Flor - цветок, и означает, собственно, "Цветы").

Я вовсе не имела в виду создателя Космовитраля, когда придумывала героине своей космооперы, Юлии, фамилию Цветанова-Флорес и затейливое происхождение: папа - русский, мама - мексиканка. Вряд ли Лаура Флорес могла приходиться родственницей Леопольдо Флоресу (я даже не знаю, есть ли у него потомки). Но кое в чем мама моей героини развивает идеи Космовитраля в чисто практическом преломлении: уйдя в отставку с должности таможенницы, она организует детский садик для разнопланетных детишек на Арпадане, чтобы представители не похожих друг на друга космических рас с раннего детства учились жить в мире и дружбе.

А в книге "Двойник" одна из дочерей Юлии, названная в честь бабушки - Лаура Цветанова-Флорес, - создает аналогичный детский садик на Тиатаре и называет его La Flor - это и сокращение от Laura Flores, и слово "Цветок" на испанском. Тоже своего рода ботанический садик в космическом антураже. Разве что без витражей. Впрочем, я не знаю - вдруг они там тоже есть, а я про них ничего не написала.

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Литмаркете и на Литресе, а также на портале Литсовет.

На Литсовете я выкладываю тексты с созданными мною иллюстрациями. В настоящий момент там выложены все романы серии, включая "Возвращение Улисса".