Найти тему
Rubix

Секреты быстрой и эффективной оптимизации сайта: улучшение скорости загрузки для успешного SEO

Недавно мы рассказывали о том, как скорость загрузки веб-страниц влияет на лояльность пользователей. В той статье были вскользь упомянуты методы, которые помогают избежать «зависания» сайта. Сегодня мы раскроем эту тему более подробно и расскажем, как ускорить загрузку страниц для эффективной поисковой оптимизации.

Еще раз о статистике

Освежим в памяти цифры и посмотрим на результаты исследования Google. Они наглядно демонстрируют, как поведение пользователей зависит от скорости загрузки сайта. Если этот параметр увеличивается с одной до трех секунд, количество отказов повышается на 32%. Ситуация, когда скорость загрузки достигает пяти секунд, еще печальнее. В таком случае количество отказов увеличивается до 90%.

Не менее любопытны другие цифры. Если пользователи заходят на сайт с мобильных устройств, а страницы загружаются дольше трех секунд, веб-ресурс теряет до 53% посетителей.

Кроме того, нужно учитывать, что не у всех есть быстрый стабильный интернет. Медленное соединение в сочетании с низкой скоростью загрузки сайта — это серьезная проблема.

Высокие показатели отказов негативно влияют на оценку поведенческих факторов, которым поисковые системы придают большое значение. Из-за этого позиции сайта в выдаче страдают.

У поисковиков простая логика: зачем продвигать в топ ресурс, с которого массово уходят посетители? Медленная загрузка может обнулить все старания SEO-специалистов, а этого нельзя допускать. Разберемся, какие инструменты и методы помогут сайту «летать».

*Изучил статистику и понял, в чем проблема
*Изучил статистику и понял, в чем проблема

Сервисы для оценки скорости загрузки

Сначала нужно убедиться, что страницы не «тормозят». Для этого можно воспользоваться сервисами из нашей подборки:

  • Be1.ru.
  • Seolik.ru.
  • Sitespeed.ru.
  • Pr-cy.ru.
  • LOADING.express.
  • Pingdom Tools.
  • WebPagetest.
  • Monitis.
  • WebSite Optimization.
  • Dotcom-Monitor.
  • GTmetrix.
  • Load Impact.
  • Sitespeed.me.
  • Dareboost.
  • GiftOfSpeed.
  • Uptrends.
  • Varvy.
  • KeyCDN.
  • Site24x7.
  • SmallSeoTools.

Также рекомендуем обратить внимание на инструменты Zabbix, Datalog, New Relic.

Перечисленные сервисы позволяют вести комплексный мониторинг работы веб-ресурсов, приложений, сетевой инфраструктуры.

Для оценки скорости загрузки будут полезны данные Яндекс Метрики и Google Analytics. Сервисы предоставляют отчеты, которые позволяют анализировать поведение аудитории сайта и выявлять слабые участки.

Отдельно стоит упомянуть о таком инструменте, как PageSpeed Insights от Google. PSI не только точно оценивает скорость загрузки, но и анализирует сайт по показателям Core Web Vitals:

  1. LCP — Largest Contentful Paint, или время загрузки основного контента.
  2. FID — First Input Delay, или скорость реакции на первое действие пользователя.
  3. CLS — Cumulative Layout Shift, или визуальная стабильность. Этот показатель отражает, насколько устойчива верстка страниц. CLS снижается, если элементы интерфейса «съезжают» при загрузке, из-за чего посетитель сайта может случайно кликнуть не по той кнопке или ссылке.

Google ориентируется на эти показатели при оценке веб-ресурсов, а с 2021 года учитывает их при ранжировании. Кстати, одному из параметров стоит посвятить отдельный блок.

-3

FID или INP

First Input Delay оценивает время, которое необходимо браузеру для ответа на пользовательские действия. FID учитывает:

  • нажатия клавиш;
  • клики мышью;
  • прокрутку экрана.

В 2022 году была анонсирована новая метрика — INP (Interaction to Next Paint). Этот показатель отображает скорость реакции не только на первое пользовательское действие, но и на все последующие.

Если веб-страница быстро загружается и не «виснет» при работе с ней, INP получается низким. Оптимальное значение показателя варьируется от 75 до 150 миллисекунд.

Как утверждает Google, с марта 2024 года FID потерял актуальность и уступил место INP. В любом случае важно работать над «отзывчивостью» сайта, чтобы обеспечивать быструю реакцию на действия пользователей.

Теперь перейдем к методам, которые повышают скорость загрузки страниц и способствуют эффективному SEO.

Оптимизация картинок

Изображения в высоком разрешении эстетично выглядят, но из-за своего большого веса медленно загружаются. Исправить ситуацию поможет оптимизация картинок. Решить эту задачу можно так:

  1. Сжать картинки с помощью сервисов Optimizilla, Compress JPEG или ResizePixel. Эти инструменты позволяют вдвое уменьшить вес изображения и не потерять качество.
  2. Изменить формат картинок. Например, вместо PNG стоит использовать JPEG, а еще лучше — более современные AVIF или WebP. Для массового переформатирования изображений подходят такие бесплатные сервисы, как PNG to JPG или Convertio.
  3. Уменьшить размер изображений. Иногда маленькие картинки, например, 100 × 100 пикселей, загружаются как более крупные — 1000 × 1000 пикселей или больше. В результате изображение обрабатывается в полном формате, а из-за этого страдает скорость.
  4. Использовать векторную графику для иконок и логотипов.

Оптимальный вес изображений варьируется от 200 Кбайт до 1 Мбайт.

-4

Уменьшение количества анимации

Flash-баннеры, моушн-дизайн, интерактивные элементы — все это замечательно! Анимация помогает оживить сайт и выделиться среди других площадок. Однако важно помнить: это достаточно «увесистый» контент, из-за которого скорость загрузки может снижаться.

Рекомендуем уменьшить размер анимированных элементов либо сократить их количество. Красивый сайт — хорошо, а быстрый — лучше.

Ленивая загрузка

Lazy loading помогает оптимизировать не только картинки, но и видеоконтент. При ее использовании ролики и изображения загружаются в режиме реального времени, т. е. в тот момент, когда посетитель проматывает страницу до конкретного фото или видео. Lazy loading работает на технологии AJAX с помощью JavaScript.

GZIP-сжатие

Такая технология позволяет сжимать поступающий с сервера трафик. Как работает GZIP:

  1. Браузер отправляет запрос серверу.
  2. На сервере выполняется сжатие данных, например, с 3 Мбайт до 800 Кбайт.
  3. Браузер распаковывает полученные с сервера сжатые данные и отображает их в первоначальном виде.

При использовании GZIP-сжатия важно убедиться, что содержимое страницы загружается без ошибок. Для этого нужно протестировать работу сайта с разных устройств и браузеров.

Уменьшение количества запросов на сервер

Когда на странице много изображений, файлов CSS и JavaScript, скорость загрузки снижается. Чтобы устранить проблему, следует сократить количество HTTP-запросов на сервер. Для этого нужно:

  1. Убрать лишние элементы, которые отправляют HTTP-запросы.
  2. Использовать CSS-спрайты, объединяющие различные изображения.
  3. Подключение специальных виджетов от Google и Яндекса. Эта рекомендация особенно актуальна для сайтов с обилием рекламы, где каждый баннер становится дополнительным HTTP-запросом.

Проработка кода

Если созданием веб-ресурса занимался неопытный программист, это может быть еще одной причиной, по которой страницы грузятся недостаточно быстро. Лишние пробелы, незаполненные строки и другие ошибки в коде замедляют работу сайта. В таком случае нужно удалить:

  1. Неактуальные плагины и расширения.
  2. Служебные скрипты, которыми программист пользовался только на этапе разработки.
  3. Устаревшие библиотеки, которые были заменены на новые.
  4. Закомментированный код. Иногда программисты перестраховываются и не удаляют то, что написали. Если разработчик просто добавляет комментарии, а не удаляет код, он превращается в текстовую заметку.

Кроме того, следует добавить таблицу стилей CSS. Очистить уже написанный код можно с помощью таких бесплатных инструментов, как Decoravit, Pretty Printer и т. д. Если нет времени и желания вникать в тонкости программирования, лучше обратиться к хорошему разработчику.

Отметим, что красивый чистый код не только повышает скорость загрузки страниц, но и положительно влияет на SEO-показатели.

*Проработанный код: *энергично загружается*
*Проработанный код: *энергично загружается*

Правильное размещение элементов CSS и JS

Браузер визуализирует контент поэтапно — с хедера, т. е. «шапки» сайта. Если CSS-стили размещаются в нижней части HTML-документа, то содержимое может отображаться некорректно. В результате до момента загрузки стилей посетитель сайта видит белый экран.

Рекомендуем «подтягивать» основные стили из отдельного файла custom.css. Тогда лишний контент не будет перегружать страницу, а поисковые системы смогут корректно воспринимать ее содержимое.

Что касается элементов JS, то их рекомендуется помещать в конец страницы. Это позволяет ускорить загрузку контента.

Настройка кэширования CSS и JS

Создание копий ранее загруженного контента — еще один способ, который помогает сделать сайт быстрее. В таком случае браузер просто воспроизводит сохраненные данные, а не запрашивает их на сервере. Для реализации такого способа можно использовать:

  1. HTTP-ответ Expires. В таком случае при первичном запросе сервер определяет время, в течение которого данные будут сохраняться в кэше.
  2. HTTP-ответ Cache-Control. Здесь период кэширования данных определяется директивой max-age.

Перенос сайта на другой хостинг

Иногда даже при отсутствии очевидных проблем веб-страницы «зависают». В таком случае причиной медленной загрузки может оказаться низкая пропускная способность хостинга. Решить проблему поможет перенос сайта, хоть это и не самая простая задача.

Тщательный выбор хостинг-плана — это работа на перспективу. Лучше заранее обратиться к надежному провайдеру, чем потом заниматься переносом. Попытки сэкономить на хостинге часто приносят владельцу веб-ресурса только головную боль.

*Когда выбрал надежный хостинг
*Когда выбрал надежный хостинг

Внедрение CDN

Content Delivery Network — сеть доставки содержимого — позволяет оптимизировать скорость загрузки, если серверы находятся далеко от пользователей. С помощью CDN можно сократить время отклика и сделать сайт быстрее. Внедрение сети доставки содержимого актуально для масштабных проектов, аудитория которых разбросана по миру.

Заключение

Мы не устанем повторять: «Хороший сайт — быстрый сайт!». Низкая скорость загрузки огорчает и пользователей, и поисковые системы. Если вы подозреваете, что ваш сайт не такой быстрый, как хотелось бы, мы выясним, в чем дело. Наши эксперты проведут технический аудит и подготовят список рекомендаций по улучшению работы веб-ресурса.