Идею забавной трилогии вместе придумали два друга - режиссер Андре Юнебель и актер Жан Марэ. Просто не зная, чтоб б еще такое хитрое снять, шпионское, супергеройское.
Но однажды Марэ совершенно случайно увидел у себя на книжной полке старый бульварный роман 1910-х, повествующий о безжалостном злодее Фантомасе (с французского "призрачный"). И предложил Юнебелю экранизировать его в антураже современной Франции 1960-х. В комедийном ключе - чтоб отличаться от других 5 экранизаций Фантомаса, уже снятых к тому времени во Франции.
- Сохранены были по сути лишь имена главных героев - незадачливый комиссар Жюв, сильный-смелый журналист Фандор, его прекрасная невеста Элен. Ну и сам Фантомас, ясное дело. В общем, эдакий молодецкий французский ответ Джеймсу Бонду получался.
Кстати, сыграть роль забавного недотепы комиссара Жюва мог бы другой великий французский комик прошлых лет - Бурвиль. Однако тот из-за проблем со здоровьем отдал свою роль другу Луи де Фюнесу. На тот момент уже довольно известному комедийному актеру. Однако именно первый "Фантомас" сделал из де Фюнеса подлинную звезду и любимца публики.
Жан Марэ исполнил в трилогии по сути аж минимум 8 ролей. Журналиста Фандора, Фантомаса, а также лорда Шелтона, профессора Лефевра, гангстера Джузеппе, Уолтера Брауна и других персонажей помельче. При этом для наложения на лицо Мэра знаменитой синей маски уходило по 2-3 часа кряду.
- Мне в этой синтетической маске было жутко жарко и тесно, она на солнце становилась жесткой словно камень. И вызывала у меня аллергическую реакцию, все лицо потом сутки чесалось, - сетовал позже мсье Марэ. - Именно ужасная маска стала одной из причин моего отказа дальше играть Фантомаса.
Трилогия пародировала бульварные французских романы Пьера Алена и Марселя Сильвестра, а также популярные американские ленты Бондианы. В СССР этих книг и фильмов, ясное дело, не знали. И потому сочли "Фантомаса" оригинальной криминальной драмой с забавными комедийными нотками.
Бюджет трилогии заложен был довольно серьезный. В кадре ежеминутно появлялись шикарные особняки, дорогие автомобили, крутые вертолеты и даже настоящая подводная лодка. А настоящие драгоценности для съемок любезно предоставили солидные парижские ювелиры.
Во вторую часть Луи де Фюнес даже привел своего юного сына Оливье, сыгравшего младшего брата невесты Фандора Элен. Впрочем, Оливье, хотя и подавал большие надежды в кино, став взрослым, с актерской карьерой завязал. Предпочел работать пилотом гражданских авиалиний.
Изначально задумывался настоящий сериал из минимум примерно 10-12 частей. В том числе, готовились съемки уже и 4-й части приключений Фантомаса - в Москве, где на кинофестивале успел сам Юнебель побывать.
Четвертый эпизод, по одной версии, должен был называться Fantômas à Moscou - Фантомас в Москве. По другой: Fantomas Rit - "Фантомас смеется". Замысел ленты крутился вокруг приключений красавицы Элен (Милен Демонжо), что оказывалась дочерью главзлодея. О грядущей четвертой части уже успели сообщить в журнале "Советский экран".
Однако съемки в русской столице сами французы посчитали слишком сложными и дорогими. А обидчивый тщеславный Жан Марэ откровенно перестал находить общего языка с Луи де Фюнесом, справедливо считая, что маленький комик перетягивает на себя всю зрительскую любовь. Что в общем-то от истины недалеко стояло.
Замысел показался авторам совершенно исчерпанным. Сам Фюнес тоже сниматься не пожелал в новой части, сочтя трилогию завершенной и порядком зрителю надоевшей:
- Лучше чем-нибудь другим займусь.
Почти все трюки Жан Марэ исполнил сам - кроме мото- и автомобильных погонь (не очень хорошо машину водил). Кстати, по требованию режиссера он играл словно именно в серьезной приключенческой ленте - без шуток и приколов. Так что по сути Марэ и де Фюнес снялись в 2-х разных по жанру лентах. Один в боевике, другой - в комедии.
Даже не имея такой прекрасной физической формы как Жан Марэ, Луи де Фюнес из-за духа соперничества старался не отставать. И сам несколько раз исполнил весьма сложные трюки. Например, сам прыгал с моста на паровоз. В сцене погони на вертолете, долго провисел на кране. Сильно растянул плечевые суставы, едва без рук не оставшись.
Как признавался позже уже в конце жизни сам Марэ, де Фюнес откровенно раздражал его своей постоянной тягой к импровизации, регулярными ужимками, шутками-подколками. Которых, ясное дело, не мог терпеть такой серьезный красавец-мужчина, всегда старавшийся четко сценарию следовать.
- Марэ за глаза даже обзывал Фюнеса "плешивым кривлякой". Ну а Луи, по воспоминанием его сына Оливье, от души дома пародировал знаменитую походку Жана Марэ. Мол, тот как Мэрилин Монро ходит.
Трилогия попала в СССР в буквальном смысле по бартеру - наши прокатчики обменяли "Фантомаса" у французов на "Анну Каренину" режиссера Александра Зархи. В Советском Союзе, как я уже говорил, ленту приняли за чистую монету. Среди подростков тут же появились всякого рода самодеятельные хулиганы-Фантомасы, которых срочно пришлось ловить нашим Анискиным.
Фирменный зловещий смех демонического Фантомаса в оригинальной французской версии не существует. Эту крайне удачную звуковую фишку добавили уже в нашем дубляже. Кстати, сам Фюнес остался в полном восторге от того, как его на русском языке Владимир Кенигсон озвучил. Хотя и не слова не понял.
- Для советского проката в трилогии сделаны были небольшие купюры. Однако зрителя нашего все равно шокировала роскошь буржуазной жизни, что прежде у нас кино так ясно не показывалась.
В самой Франции фильм восприняли как забавную комедию, особо культовой она не стала. Хотя весьма помпезно прошлась по кинотеатрам. И по сей день идет на французском ТВ время от времени. То ли дело в СССР, где ленту сочли популярнейшим боевиком, которую уже в первый год проката свыше 60 млн зрителей посмотрели.
- Кроме СССР и Франции, лента также вышла в США, Италии, ФРГ, Японии. В 3-х последних странах также стала весьма популярна и любима зрителями.
Кстати, в 1970-1980-е годы у нас начали издавать оригинальные томики сочинений о суперпреступнике Фантомасе. К величайшему разочарованию большинства читателей, включая меня самого, ничего сколько-нибудь смешного там не нашлось... Хотя, признаюсь пару книг я еще лет двадцать назад все ж осилил для души и знания дела.