Часто можно слышать формулировку «неуправляемые дети». Но мало кто задумывается, что такое поведение может быть не капризом или издержкой воспитания, а симптомом одного из серьезных заболеваний. Здесь нужны не ограничения или наказания, а квалифицированная помощь и лечение расстройства поведения. Подробнее об этом расскажут наши эксперты.
Причины нарушения
Неспособность удержать себя в определенных рамках в любом возрасте — это серьезная проблема. Речь идет не об однократном нарушении социальных норм и правил, а о систематических проявлениях, которые длятся полгода и больше.
Поведенческие расстройства у детей в МКБ-10 выделены в отдельную рубрику. Признаки диагностируются преимущественно у мальчиков. По мере взросления соотношение полов немного выравнивается, что объясняется более поздним дебютом расстройства у девочек.
Легкомысленно относиться к проблеме нельзя. Не откорректированное нарушение часто переходит во взрослую жизнь, что приводит к асоциальным поступкам, правонарушениям. В психиатрии расстройства поведения рассматриваются как психическое отклонение, требующее профессиональной помощи.
Точных данных о том, почему развивается подобная патология, нет. Специалисты считают, что предпосылками к ней становятся:
● издержки воспитания, гиперопека или вседозволенность;
● несформированность понятия моральных норм;
● наследственность;
● уже имеющиеся психические нарушения;
● негативнее социальное окружение;
● равнодушие или холодность родителей;
● СДВГ, ДЦП, перенесенные тяжелые инфекции;
● низкий интеллектуальный уровень;
● постоянная критика со стороны взрослых, телесные наказания.
Социальная изоляция и травля сверстников становятся триггером для неадекватных ответов со стороны притесняемого, которые могут закрепиться как постоянные алгоритмы поведения.
Девиантным поведением ребенок может пытаться привлечь внимание к своим проблемам, если другие способы не работают или он не видит альтернативы. Такой подход особенно характерен для подростков.
Не стоит игнорировать и возможные органические нарушения, при которых дети не способны просчитывать последствия своих поступков. В подобных случаях часто наблюдается низкий интеллект или ЗПР. Не развиты в должной мере память, внимание, логическое мышление. Опора идет на низменные инстинкты. Нападение рассматривается как наиболее эффективный способ самозащиты.
У таких пациентов при проведении МРТ часто выявляются характерные уплотнения в височных и лобных долях, где расположены речевые центры, отделы, ответственные за принятие решений, распознавание вкусов и запахов.
Симптомы
Они достаточно условные, поскольку только специалист множено различить действительно нарушение и последствия избалованности либо равнодушия родителей, выражающегося в отсутствии воспитания как такового. Должны насторожить:
● предельная жестокость по отношению к животным и тем, кто слабее;
● неконтролируемые приступы ярости и агрессии;
● неспособность сконцентрироваться на определенном вопросе;
● отсутствие контроля над эмоциями;
● приступы истерик;
● стремление скрытно причинить близким боль;
● демонстративное отрицание правил и норм;
● поступки вопреки просьбам родителей;
● воровство, сознательная порча чужого имущества;
● издевательство и моральное давление на окружающих.
Стоит учесть, что признаки могут проявляться не всегда, а лишь в определенных условиях. Например, грубость и непослушание видны только при общении с членами семьи, агрессия возникает исключительно по отношению к сверстникам или младшим, асоциальное поведение наблюдается в составе группы.
Группа риска
Любой ребенок проявляет своеволие в кризисные периоды. Как правило, это достаточно быстро проходит, поведение нормализуется. Но у детей с повышенным уровнем обидчивости, неразрешенными внутренними конфликтами, проблемами с безопасным выражением эмоций временное отклонение может перейти в устоявшееся нарушение.
Кроме этого, повышают шанс на развитие расстройства тяжелые роды, гипоксия плода, родовые травмы, гормональный дисбаланс, недостаточный объем выработки нейромедиаторов.
Последствия
В характере явно прослеживается вспыльчивость, невозможность сосредоточиться на одной задаче. Наблюдается мстительность, стремление к постоянным противоречиям, склонность к рискованным поступкам. Снижен инстинкт самосохранения, что приводит к самоповреждениям и высокой вероятности суицида.
Это создает проблемы в общении, усложняет адаптацию в новом коллективе, поддерживает напряженную обстановку в семье. Наказывать и действовать методом запретов бесполезно.
Диагностика
Важно определить начало развития расстройства. Если первые признаки замечены в раннем детстве, то в большинстве случаев источником нарушения стала атмосфера в семье. В поведении прослеживается замкнутость, недоверие, нарастающая тревожность, склонность к депрессии и немотивированным вспышкам гнева.
Для младших школьников характерно оппозиционное поведение, противопоставление себя обществу. Ведут себя вызывающе, не могут построить доверительные отношения. Кинетическое расстройство больше известно как гиперактивность. Наблюдается рассеянное внимание, потребность в активных движениях, импульсивность, неспособность к обучению по общей программе.
У подростков другая клиническая картина. В нее входит осознанное одиночество, отказ от контактов, высокий риск депрессий и суицида. Явно видна склонность к расторможенному сексуальному поведению, насилию, жестокости. Противоправные действия совершаются группой. В таких случаях идет речь о социальном расстройстве поведения.
После определения вида РП на основе данных о первых симптомах собирается информация об обстановке в семье и учебном заведении, фиксируются характерные алгоритмы реакций на похвалу и осуждение в процессе беседы. Врач психиатр может назначить дополнительные обследования и консультации у узких специалистов. Дополняет сведения о пациенте психодиагностика, включающая опросники, текстовые и графические тесты.
Важна информация о перенесенных потрясениях, травмах, наследственных факторах. Обязательно исключаются варианты других психических отклонений, органических причин нарушения поведения.
Особенности лечения детских поведенческих расстройств
Психотерапия проводится в составе семейной группы. Только индивидуальные консультации особого результата не дают. Применяется комплексный подход к коррекции поведения. Выявляются сильные стороны личности, определяется причина отказа от обучения по школьной программе, родителям рекомендуется обратить внимание на интересы самого ребенка и создать условия для их развития.
При выявленной патологии проводится симптоматическая терапия. Она может включать медикаментозное купирование признаков депрессии или симптомов гиперактивности, снижение тревожности и уровня страха. Если явно присутствует психотравма, то психотерапевт помогает преодолеть ее последствия, обучает методам защиты от стрессов.
Очень важны групповые занятия со сверстниками, где формируются и отрабатываются способы бесконфликтного общения, взаимодействия, развивается чувство уважения к собеседнику. Приобретаются и закрепляются социальные навыки.
Профилактика
Основная мера предотвращения расстройства поведения — создание и поддержание в семье доверительных отношений. А также единые требования к ребенку, дозирование нагрузки с обязательным учетом его личных интересов и склонностей. Планирование совместных прогулок, путешествий, активного отдыха, внимание к моральному состоянию ребенка, готовность поддержать в трудной ситуации, не оценивая и не осуждая.
Важно помнить, что расстройство поведения лечится, лучше записаться на консультацию к специалистам до того, как к ребенку и его родителям обратятся правоохранительные органы по поводу противоправных и асоциальных поступков.
Если тема была полезна и интересна, оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал, ставьте лайк.
Имеются противопоказания. Необходима консультация со специалистом.