Найти тему
Fon Kraft

Рояль и гарантированный гроб | Новинка от "Звезды" в масштабе 1/48

Обидно было получить такие прозвища, но машина и в самом деле поражала воображение: полностью деревянная конструкция , тёмно-вишнёвый лак, отполированный до зеркального блеска, плавные аэродинамические обводы. Какое ещё название мог получить новый самолёт Горбунова, Гудкова и Лавочкина? Такого никто и никогда не делал. Впервые для силовой конструкции планера использовалась дельта-древесина. Собственно, её и не могли нигде в мире больше использовать, потому что этот материал – детище советского инженера. Дельта-древесина в начале XX века, безусловно, была прогрессивным материалом. А технологию её производства разработал главный инженер завода винтов и лыж – Леонид Рыжков.

Полностью деревянный самолёт был прямым конкурентом другому детищу советских авиаконструкторов – истребителю Як-1, каркас которого состоял из авиационного алюминиевого проката. То есть, из дефицитного тогда цветного металла.

Советский истребитель ЛаГГ-3 на полевом аэродроме. Архивное фото.
Советский истребитель ЛаГГ-3 на полевом аэродроме. Архивное фото.

Заказчики из Военно-воздушных сил СССР потребовали создать истрибитель с мотором М-105П мощностью в 1050 лошадиных сил. При этом самолёт должен был развивать скорость в 650 км/час при горизонтальном полёте и иметь максимальную дальность полёта в 600 км. Высота полёта заявлялась в 12 000 метров. И вооружение нового истребителя должно состоять из 23-мм скорострельной пушки, два пулемёта ШКАС, два крупнокалиберных пулемёта БС. А кроме того следовало предусмотреть возможность подвески реактивных снарядов РС-82 в количестве 8 единиц.

На госиспытаниях же выяснилось, что при всей красоте и изяществе новая модель смогла развить «всего» 605 км/час на горизонтальных участках, а практический потолок оказался на уровне 9 600 метров. Очевидно, что авиационный мотор М-105П несколько слабоват для такой машины. Вооружение ЛаГГ-1 состояло из скорострельной 23-мм пушки Таубина, проходящей через ось редуктора авиамотора и двух синхронных пулеметов БС и ШКАС.

Но ЛаГГ-1 по-прежнему представлял несомненный интерес для ВВС по части нового строительного материала дельта-древесины, мощности вооружения и другим качествам. Очередным постановлением Комитета обороны предписывалось продолжить работы над ЛаГГ-1, для чего в кратчайший срок предполагалось построить 25-30 самолетов для всесторонних войсковых испытаний.

Советский истребитель ЛаГГ-3. Современники именно так описывали модель, представленную на Государственные испытания: отполированный до зеркального блеска в тёмно-вишнёвом окрасе.
Советский истребитель ЛаГГ-3. Современники именно так описывали модель, представленную на Государственные испытания: отполированный до зеркального блеска в тёмно-вишнёвом окрасе.
Советский истребитель ЛаГГ-3. Современники именно так описывали модель, представленную на Государственные испытания: отполированный до зеркального блеска в тёмно-вишнёвом окрасе.
Хотя, фотографы того времени были более лаконичны. зато не в пример нагляднее:
Судя по архивному фото: самолёт действительно был отполирован, словно зеркало. Но он не был весь в тёмно-вешнёвом цвете. Интересно, а каким его увидят наши моделисты?
Судя по архивному фото: самолёт действительно был отполирован, словно зеркало. Но он не был весь в тёмно-вешнёвом цвете. Интересно, а каким его увидят наши моделисты?

По отзывам специалистов ЛаГГ-1 был не лучше, но и не хуже остальных образцов истребительной авиации и, главное, в нём, как и в Як-1, очень остро нуждались наши войска.

В качестве повышения тяговой мощности предписывалось авиадвигатель М-105П дооснастить турбокомпрессором, либо заменить на более мощный АМ-37. А кроме того, перед серийным производством Комитет обороны выдвинул еще одно требование: увеличить дальность до 1000 км вместо запланированных 600 км. Для этого потребовалось установить дополнительные топливные баки, которые и разместили в консолях крыла.

На модернизированной машине выполнили контрольный перелёт по маршруту «Москва – Курск – Москва», после чего истрибитель получил название ЛаГГ-3 и был принят на вооружение. Но был такой момент, что на Государственных испытниях была представлена максимально облегчённая машина: отсутствовали и турбокомпрессор ТК-2, бомбодержатели и электросбрасыватели, радиостанция не была установлена, отсутствовала и бронезащита на сидении летчика.

После дооснащения и так невысокая – относительно невысокая – скорость ЛаГГ-3 с 605 км/час снизилась до 560 км/час. Но самолёт был прост в управлении, надёжен и обладал поразительной живучестью в бою. А отличное вооружение позволяло применять истребители и в качестве штурмовой авиации: кроме пушек ШВАК и ВЯ-23, в 1942-1943 годах изготовили варианты с пушкой Шпитального Ш-37 и Нудельмана НС-37.

И вот, спустя почти 80 лет наша компания «Звезда» готовится к выпуску стендовой модели – советского истребителя ЛаГГ-3 в масштабе 1/48. Достаточно крупный и весьма уважаемый масштаб у многих моделистов. Так вот, уже готовы первые компьютерные рендеры будущей модели и, на мой взгляд, они весьма неплохи и подробны.

В наборе будет предусмотренна возмоность сборки в полетной и наземной конфигруации, а также с открытым капотом и сдвижной частью фонаря кабины. Стойки антенны даны в двух вариантах, "высокая" и "низкая".

Ну, что же... судя по опыту, до первых коробок на полках магазинов осталось около двух месяцев. Может, даже меньше. Так что - нчинаем изучать историю, выбирать боковины и ливреи фюзеляжей и изучать историю прототипов?

Варианты окраски советского истребителя ЛаГГ-3.
Варианты окраски советского истребителя ЛаГГ-3.

PS. И, в оправдание прозвища, скажу, что обидная расшифровка аббревиатуры ЛаГГ - "Лакированный Гарантированный Гроб" - указывающая, якобы, на деревянную конструкцию, низкую скорость и манёвренность самолёта никогда и нигде во время войны не использовалась. Первые упоминания и расшифровка появилась в послевоенной литературе. Так что выводы делайте сами, да? ))

Ваш Fon Kraft, © 2024 год

Напомню, что помимо Дзена с его непредсказуемостью, у Fon Kraft'а есть ТГ-канал, из которого можно узнать анонсы новых публикаций, и, снедавних пор, даже промокоды и выгодные предложения для моих читателей. Присоединяйтесь: в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.