Найти тему
Друг для друга Курск

Курянин строит БАМ-2

Оглавление

8 июля исполнилось ровно 50 лет с начала одной из самых грандиозных строек XX века – строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ). Активные работы стартовали в 1974-м, когда на XVII съезде комсомола БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой, а на западный участок будущей магистрали направили комсомольский десант – 600 человек. Они стали первопроходцами. Сейчас работы идут на второй очереди легендарной магистрали, а также сопутствующей инфраструктуры в рамках нацпроекта по строительству и расширению БАМа. Одним из руководителей организации генподрядчика ОАО «РЖД» по строительству БАМ-2 является наш земляк Андрей Демидов, полуфиналист IV Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры строительной отрасли».

«Встреча с медведем здесь никого не удивит»

Андрей Владимирович родился и вырос в Курске, с отличием окончил среднюю школу №29. После этого была учеба в Московском университете инженеров железнодорожного транспорта. Получив диплом, Демидов связал жизнь с Московской железной дорогой, а шесть лет назад судьба направила в сферу строительства. Сейчас «в полях» руководит возведением объектов БАМ-2.

Бамовцы помнят: сквозное движение на магистрали началось в октябре 1984 года. Через всесоюзную стройку прошло более 2 миллионов человек. В суровых условиях зимних морозов до минус 60 градусов, вечной мерзлоты, тяжелейшего скального грунта и изнуряющего летнего зноя была построена не только железнодорожная магистраль, но и тысячи поселков, десятки городов на всем ее протяжении. Объем перевозок БАМа в то время удовлетворял запросы, однако он постоянно увеличивался, и специалисты понимали: новая стройка не за горами.

– Про БАМ написано много книг и статей, как в советское время, так и в последние годы. Однако многие не очень хорошо знают про эту величайшую стройку. На любом большом строительстве масса интересных историй, традиций, династий... Например, встречей с медведем в тайге там никого не удивить. Сейчас в соцсетях, связанных с БАМ-2, много роликов с рысями, лисами, даже с тиграми. Но главное, это масштаб работ и трудовой, не побоюсь этого слова, подвиг нынешних строителей БАМ-2 на Дуссе-Алиньском тоннеле, в котором сам принимал и принимаю участие, – замечает Демидов.

«Утром -50°С, на улицу выходить не хотелось совсем»

Тоннель в Верхнебуреинском районе Хабаровского края на восточном участке БАМа был введен в строй 4 ноября 1982 года. В понимании людей, не связанных с железной дорогой, строительство тоннеля состоит из проходки, отделки и укладки пути внутри него. Однако в жизни все намного сложнее. Так, строительство тоннеля включило в себя возведение шести масштабных объектов: второго пути перегона Нальды – Дуссе-Алинь (выполнено в 2023 году), непосредственно проходка и устройство тоннеля (окончание в декабре 2025-го), в 2024 году – реконструкция станций Сулук и Дуссе-Алинь, закрытие станции Нальды с реконструкцией станции Солони, а также открытие разъезда Аваха.

-2

– Вторую половину прошлого года и первую половину этого я непосредственно участвовал в строительстве второго пути перегона Нальды – Дуссе-Алинь. Самая горячая пора строительства маленького, как казалось, объекта, пришлась на ноябрь – декабрь. Для меня, относительно южного человека, температуры были, прямо скажем, не привычные, сюрреалистичные. Утром минус 48–50 градусов, на улицу выходить не хотелось совсем. Первые часы рабочего дня, пока не всходило солнце и не становилось чуть теплее, тянулись бесконечно. Да и в целом постоянное ощущение мерзлых лица, рук, ног – не лучшее ощущение. Техника на ночь даже не глушилась, чтобы утром не было проблем ее завести. Бытовые условия были обеспечены приемлемо. Среди работников оказались представители фактически всей России: из Хабаровского края и Забайкалья, с Кубани и из Новосибирска, Ижевска, Перми, – говорит наш собеседник.

В феврале мороз ослабел до минус 35–40°С, второй этап строительства выполнили в срок, проведя решающее переключение 30 марта. Тоннельщики завершили проходку. «Сбойку» – торжественное соединение нового Дуссе-Алиньского тоннеля – провели полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев и губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев.

Коллектив строителей, одним из подразделений которого руководит курянин Андрей Демидов, взял обязательство открыть движение поездов по новому тоннелю на год ранее установленного срока – в декабре 2024 года. Так же досрочно в 1980-х выполняли планы ударники всесоюзной комсомольской стройки. «Уверен, что справимся», – говорит Андрей Владимирович. А как же иначе для претендента на победу в финале всероссийского конкурса «Лидеры строительной отрасли»?!

Сергей МАТВЕЕВ, фото Андрея ДЕМИДОВА

Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1551/new/019354/.

Архив статей газеты ~ № 28 (1551) 9 июля ~ 2024 год.