Найти тему
pensivekato

А.Ф. Лосев. Античный космос и современная наука.

Оглавление

Усвоение работы философа с помощью конспекта. Лекция 2.

Определение диалектики.

1. Диалектика есть, в первую очередь, логос, логическое конструирование. Логос и есть сердцевина настоящей философии, - той, которая занята именно логической конструкцией мысли, и какая это вещь её — диалектическую философию - абсолютно не интересует. Этим она отличается от интимно-жизненного отношения к вещи, того отношения, которое полагает выражение чувств и симпатий философа. Интимно- жизненное отношение любит вещь, или ненавидит её, поклоняется ей или борется с ней.

Диалектика же есть совершенно холодное, абстрактное, безучастное отношение к ней, ибо она — не сама жизнь, но — лишь её логическое конструирование. И в этом она сходна с логикой, естественными науками, так как наука, есть такое же логическое конструирование предмета.

2. Второе: диалектика есть логическое конструирование эйдоса. Этим, прежде всего, она отличается от логики (формальной логики).

Формальная логика есть логос о логосе, диалектика же есть логос об эйдосе.

Вкратце разберём (при помощи Лосева) в чём основное различие между эйдосом и логосом.

ЭЙДОС — есть цельный смысловой лик вещи. Созерцательно и умственно осязательно данная его фигура.

ЛОГОС — есть метод смыслового оформления вещи, задание мыслить вещь, чистая логическая возможность и закон смыслового построения вещи.

Если в эйдосе явлено слияние противоречивых признаков, органически претворённых в жизненно-бытийственный организм вещи, логос расчленяет и разъединяет все эти моменты; делает каждый момент самостоятельным и отдельным от прочего. Отсюда вытекает его формальная, но не менее реальная, чем в эйдосе, природа. Основной закон формальной логики — закон противоречия— для диалектики не существует. Зато для неё существует совершенно противоположный закон — закон совпадения противоречий.

Диалектика, отличаясь принципиально от формальной логики, не имеет ничего общего, в этом смысле, и с естественными науками: с физикой, биологией, психологией и т.д.

В основе этих наук лежит меонизированный логос, который ещё более далёк от эйдоса, чем чистый логос формальной логики и математики.

-2

3. Следующее: диалектика есть логическое конструирование не всех вообще возможных видов эйдоса, но - но, эйдоса в узком смысле, а именно — вещной определённости предмета: его категориальной определённости.

Этим диалектика отличается, например, от мифологии. Если мифология предполагает цельное и окончательно-полное знание, которое оперирует с живыми вещами и живым же миром, имея с ним дело вне каких бы то ни было абстракций.

Диалектика берёт во внимание не вещь целиком, не всю её полную и окончательную явленность, но — лишь логические и категориальные скрепы её, лишь эйдетический скелет как вещи; она не наполняет её тем или другим содержанием.

Диалектика говорит о едином и многом и т.д. Какое содержание имеют все эти категории в том или другом опыте, её нисколько не интересует. Вскрывать содержательную глубину той или другой категории — это дело мифологии.

Диалектика говорит только об одном: как мыслим предмет, если он есть?

А есть ли предмет на самом деле и какой именно есть предмет — для диалектики совершенно не интересно.

Вводить в диалектику какое-либо вне-категориальное знание — это значит разрушать цельную категориальную систему эйдоса.

Диалектика может быть вскрыта только при наличии чисто категориального, не замутнённого никакими мифологическими привнесениями, анализа.

С другой стороны диалектика должна чётко знать границы, отделяющие её от математической логики, где эйдос превращается в числовую схему.

Числовая схема есть формализирование и опустошение категориального эйдоса, так же как этот последний есть формализирование и опустошение мифологического эйдоса.

(продолжение следует...)