Новые медиа помогают легко создавать и распространять контент, выявлять насущные проблем общества. Они меняют способы взаимодействия людей, задают новые формы и тренды обмена информацией, предлагают всё новые форматы интернет-досуга. Социальные медиа сегодня активно используются в маркетинге, развлечениях, политике, образовании и множестве других сфер.
Инфобизнес — достижение цивилизации?
В эпоху, когда рутинные дела все больше переходит в руки технологий, у человека появляется возможность больше времени уделять саморазвитию, созиданию. Мы стремимся постоянно пополнять багаж знаний, которые обеспечат нам достойные условия для жизни. Хотим совершенствовать каждый аспект, чтобы получить желаемый результат.
Форматы получения образования тоже трансформируются, появляется все больше возможностей для обучения и переобучения онлайн, которые привлекают все больше людей. Обучаться в сети выгодно и с точки зрения экономии времени и денег, а интерактивные форматы кажутся более увлекательными по сравнению со скучными лекциями в аудиториях. Другой вопрос — насколько качественно, эффективно и применимо в жизни такое образование.
Осторожно, инфоцыгане!
«Инфоцыганами» сегодня принято называть людей, которые создают и распространяют инфопродукт, не несущий практической ценности. Термин стал еще более популярным после нашумевшего интервью Ксении Собчак с Еленой Боиновской и выхода фильма «Как инфоцыгане продают воздух: разбираем схемы продаж и их курсы». Тогда страна обрела методологическую базу для рассуждений о сущности инфобизнесменов и их деятельности в сфере онлайн-образования. Но, стоит отметить, явление коучей и экспертов из интернета возникло задолго до Елены Блиновской.
Немногочисленные исследователи инфобизнеса датируют его появление 2010 годом. Тогда свет увидел скандальный проект «Бизнес-молодость», созданный Петром Осиповым и Михаилом Дашкиевым. На протяжении 10 лет компания занималась продажей и распространением курсов об «успешном успехе».
До пандемии подобные курсы были нацелены в основном на быстрый заработок в социальных сетях и интернет-площадках. Сейчас же они делаются совершенно на разные темы: здоровье и красота, дружеские и семейные отношения, раскручивание социальных сетей, выход на маркетплейсы, фитнес и другие. Лицами подобного продукта становятся медийные личности, которые, используя свою популярность, методы рекламы и «прогрева», вовлекают людей на обучение.
Как правило, такие курсы оказываются далеки от качественного онлайн-образования. И чем стремительнее развивается инфобизнес, тем проще спутать очередной курс от блогера с качественным онлайн-продуктом.
Как отличить действительно полезную информацию от продажи воздуха?
Важно понимать, что качественное онлайн-образование продолжает развиваться, несмотря на появление в интернете новых инфоцыганских продуктов. Однако для того, чтобы избежать бесполезных трат времени и денег, необходимо тщательно изучить курс, который вы хотите приобрести. Вот несколько советов, как это сделать.
1. Изучите информацию о продавце курса или его медийном лице
Инфоцыганами, как правило, являются очень харизматичные и популярные личности. Они умеют красиво говорить, обладают навыками продаж и обещают вам красивую жизнь и мгновенный успех после покупки продукта. К покупке курса следует подходить с «холодной головой», не обращая внимание на «прогревы», агрессивные продажи и уговоры любимого артиста или блогера.
Согласитесь, певец или инфлюенсер не могут учить вас правильным физическим упражнениям, поскольку не имеет специального образования и должной квалификации. Также человек — не волшебник, и он не может гарантировать вам исполнение ваших желаний после прохождения марафона по проработке мышления.
Особенно важно обращать внимание на курсы инфоврачей. Профессии врача люди учатся всю сознательную жизнь, поэтому нельзя доверять блогерам и коучам, которые обещают вам мгновенное выздоровление или лечат организм медитациями и биоактивными добавками. Курсы от подобных людей способны нанести вред не только финансовому, но и физическому состоянию.
Помните, что во многих сферах законодательно запрещено работать, не имея на руках диплома о профессиональном образовании. И сертификат о прохождении курса здесь точно не служит подтверждением компетенции.
2. Обратите внимание на название
Любой курс, в нащвании которого содержится информация о правильном мышлении, исполнении желаний, мистике, о том, как стать лучшей версией себя — в большинстве своем не несут в себе полезной для человека информации. Более того, результат такого онлайн-образования невозможно описать и измерить. Если у вас что-то получилось, вы подсознательно свяжете это событие с покупкой курса, а если нет — то ваш любимый блогер объяснит вам, что проблема лишь в вас и ваших действиях. Подобные продукты нацелены на психологию человека, его веру в случайности и совпадения.
3. Ознакомьтесь с содержанием курса
Качественный материал представляет собой наличие уникальной, новой информации от квалифицированного специалиста. Инфоцыганский продукт, как правило, отличает поток общих фраз и материалы, содержание которых можно запросто найти в открытом и бесплатном доступе.
4. Изучите отзывы на курс
Скорее всего, на странице блогера вы не найдёте честной картины: негативные отзывы в ленте не публикуются, да и сам аккаунт может быть заполнен фейковыми отзывами, выставляющими курс в позитивном свете. Поэтому не поленитесь загуглить отзывы на других сайтах и площадках. И «сарафанное радио» никто не отменял: через знакомых всегда раздобыть реальные рекомендации на действительно компентных специалистов.
А еще не забываем том, что в нашем мире по-прежнему существуют библиотеки и книжные магазины. Некоторые знания все еще можно получить в печатном формате — так же, как вы получаете их прямо здесь и прямо сейчас, из этой статьи.
Всем качественных знаний!
Автор: Елизавета Клепикова