Найти в Дзене

3. Специфика причин неуспеваемости школьников разного пола.

Историко-генетический анализ показывает, что в течение 50 лет в нашей школе наибольшую неуспеваемость обнаруживают мальчики в сравнении с девочками. Так, среди второгодников систематически оказываются 70—80 % мальчиков. Поскольку это явление обнаруживается длительное время, то его надо считать устойчивым; поскольку оно характерно для школ разных республик, то его можно считать всеобщим. Но более подробный анализ связей показывает, что это явление нельзя считать универсальным с точки зрения возраста учеников. Такого соотношения неуспевающих не обнаруживается в младших классах, что приводит нас к выводу о том, что не биологические, не врожденные данные лежат в основе этого явления и поэтому связь между успеваемостью и полом нельзя считать закономерной. Этот вывод подтверждает и анализ этой связи с точки зрения ее необходимости, неизбежности. Оказывается, что при изменении характера организации учебного процесса, при дифференцированном подходе к мальчикам подобного явления опять-таки не обнаруживается. Таким образом, анализ показывает, что связи между полом и успеваемостью не являются универсальными в возрастном плане, не являются они и необходимыми, а поэтому не могут быть отнесены к закономерным.

Вместе с тем анализ явления неуспеваемости позволил нам выявить закономерность неравномерного развития учебных возможностей с изменением возраста школьников, замедление темпов нарастания их в младшем подростковом возрасте, необходимость щадящего режима учебной работы для учеников этого возраста. Недостаточный учет этой закономерности, например, при определении объема учебной нагрузки, числа новых учебных предметов, вводимых в УТ классе, приводит к снижению успешности учения младших подростков. Если для шестиклассников создается более щадящий режим занятий, усиливается педагогическая помощь, обеспечивается благоприятный морально-психологический климат, то снижения успеваемости не наблюдается.

Установление закономерности неравномерного развития учебных возможностей школьников стало возможным благодаря специальному анализу причинно-следственных связей и выделения среди них наиболее важных, существенных, доминирующих, неизменно повторяющихся, всеобщих с точки зрения охвата различных регионов и пр. Если говорить конкретнее, то этот анализ включал в себя установление существенного факта снижения успеваемости в младшем подростковом возрасте, проверку того, что подобное явление неизменно повторяется на протяжении многих лет и является поэтому устойчивым, выявление распространенности этого явления в школах всех союзных республик, а также школах зарубежных стран, что давало основание сделать вывод о всеобщности этого явления. Анализ показал также, что данная связь между возрастом и успешностью учения носит закономерный характер лишь при сохранении определенной структуры учебного процесса. Учет этой связи при построении содержания методов обучения в средней группе классов позволял не только нейтрализовать ее негативное влияние, но и, опираясь на «сильные стороны возраста», достичь более высоких учебно-воспитательных результатов.

$ 3. Специфика причин неуспеваемости школьников разного пола

Данные анализа причин неуспеваемости говорят о том, что среди глубоко неуспевающих в школах Ростовской области имеется 79 % мальчиков и только 21 % девочек. Примерно такая же картина обнаруживается в соотношении успеваемости мальчиков и девочек в других областях, в целом по

РСФСР и СССР. По итогам 1969/70 учебного года по стране среди оставленных на второй год в 5—6 классах до 70 % мальчиков.

Тенденция большей неуспеваемости мальчиков по сравнению с девочками обнаруживается и в данных об успеваемости школьников за рубежом (ГДР, ЧССР, НРБ, США и др.).

В чем причина такого устойчивого явления, обнаруживающегося, кстати, в течение всего периода, который находится в поле зрения данного исследования, то есть примерно в течение последних пятидесяти лет?

Чтобы попытаться найти ответ на этот вопрос, проанализируем более подробно данные о причинах неуспеваемости учащихся школ Ростовской области — мальчиков и девочек.

Вначале рассмотрим общие данные о причинах неуспеваемости мальчиков и девочек в целом по школе, без дифференциации этих причин по классам.

Отличия в проявлении отдельных причин у мальчиков и девочек состоят в следующем.

Слабое здоровье выступает в качестве доминирующей причины неуспеваемости у мальчиков вдвое реже, чем у девочек (7—16 % соответственно). Это явление наблюдается во всех возрастных группах (17—22 % в 1-4кл., 6—18 % в 5—8 кл., 3—5 % в 9—10 кл.).

Пробелы в навыках учебного труда, в организованности и пр. доминируют среди причин неуспеваемости у мальчиков в полтора раза чаще, чем у отстающих в учении девочек (19—13 %). В младшей, средней и старшей группах классов эти отличия выглядят так: 10—3 %, 20—21 %, 20—17 %.

Отрицательное отношение к учению у мальчиков выступает в качестве главной причины отставания в два с половиной раза чаще, чем у неуспевающих девочек (16—6,5 %). В группах классов эти отличия имеют следующий вид: 4—0 %, 18—7 %, 33—14 %.

Низкий уровень воспитанности соответственно у мальчиков встречается в три раза чаще, чем у девочек (9—3 %). В группах классов эти отличия выглядят так: 3—0 %, 11—4 %, 9—5 %.

В целом же комплекс отрицательного отношения к учению, неорганизованности, бессистемности и недисциплинированности у мальчиков составляет 44 % от всех причин неуспеваемости, тогда как у девочек названный комплекс причин составляет вдвое меньшую величину — 22 %.

Кстати, об этом же явлении говорят и данные о несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности. Среди них мальчики в возрасте до 16 лет составляют 10—15 % (девочки 2—3 %). Большинство из них на 2—3 года отстает от своих сверстников по общеобразовательному уровню, у них низкая общая культура, нет интереса к учению [33].

Не случайно П. П. Блонский писал: «Вопрос о дезорганизаторах — это мужской вопрос в школе. Мальчик с большим трудом укладывается в рамки школьного режима!» [22]. Почему же это происходит?

Резкое различие во влиянии группы причин воспитательного характера сказывается на изменении соотношения других причин. Так слабое развитие как доминирующая причина неуспеваемости у мальчиков проявляется вдвое реже, чем у девочек (24—40 %), но это не является следствием каких-либо врожденных факторов, так как в группе 1-4 классов влияние слабого развития как основной причины неуспеваемости оказывается у мальчиков и девочек почти одинаковым.

Дело здесь состоит именно в том, что в подростковом возрасте у мальчиков резко возрастает по сравнению с девочками влияние комплекса недостатков воспитательного характера и хотя пробелы в развитии мышления у мальчиков в этот момент остаются, но они отступают

несколько на второй план по сравнению с нарушениями дисциплины, отрицательным отношением к учению, неорганизованностью и пр., которые более бросаются в глаза учителям. У девочек же в подростковом возрасте влияние недисциплинированности проявляется значительно меньше, что сохраняет среди всех причин доминирование слабого развития мышления. Поэтому

нельзя забывать, что при избранной нами методике анализа причин неуспеваемости выявляется не абсолютное значение каждой причины самой по себе, а ее доминирование среди других причин. Рост влияния одной из причин ведет к снижению удельного веса другой причины, хотя влияние последней может остаться прежним. Количественный анализ причин в связи с этим

должен обязательно сочетаться с качественным анализом, с установлением наиболее существенных факторов, которые могли изменить соотношение, удельный вес тех или иных причин.

Именно такой подход и приводит нас к заключению о том, что надо обратить внимание не на различия в развитии мальчиков и девочек, а на выявление факторов, которые приводят к резкому возрастанию в подростковом возрасте причин, связанных с невоспитанностью, недисциплинированностью, отрицательным отношением к учению у мальчиков и уяснением причин, почему это явление не столь резко проявляется у девочек.

Во-первых, нам представляется, что более высокий уровень воспитанности и дисциплинированности девочек можно объяснить общей традиционной направленностью семейного, общественного воспитания девочек, стилем «народной педагогики», а также педагогики дошкольного воспитания, которые обнаруживают следующие особенности:

- своеобразие жизненных ориентаций девочек;

- специфичное содержание игр девочек по сравнению с играми мальчиков;

- специфичное содержание неигровых форм деятельности девочек (домашний труд, общественно полезный труд и пр.):

- своеобразие моральных требований, предъявляемых девочкам;

- своеобразие отношений, в которые включаются девочки в семейном воспитании.

Охарактеризуем эти особенности несколько подробнее.

Традиционное семейное воспитание под влиянием сравнительно медленно меняющегося общественного распределения сфер деятельности мужчин и женщин, а также с учетом их физиологических особенностей, во-первых, ориентируется на подготовку девочки к роли будущей матери, хозяйки дома, воспитательницы своих детей, направлено на подготовку её к менее трудоемкой производственной деятельности. Все это находит отражение в характере игр девочек (игры с куклами, с посудой, игры, в которых они выступают в роли мам, воспитателей и пр.).

Жизненные ориентации мальчиков связаны прежде всего с производственной деятельностью, с подготовкой их к военной службе и пр. Это также определяет характер игр мальчиков (подвижные спортивные, военные, технические игры и пр.).

Своеобразие жизненных ориентаций в семейном воспитании предопределяет и характер требований к поведению мальчиков и девочек, к формированию у них определенных качеств личности. У мальчиков культивируется дух смелости, храбрости, силы, выносливости, что нередко гипертрофируется в снисхождении к драчливости, озорству, разболтанности («дай

сдачи, ведь ты же мужчина!»).

Наоборот, все воспитание девочек с малых лет чаще всего проникнуто подчеркнуто повышенными требованиями к формированию чувства девичьей чести, достоинства, степенности, сдержанности, уравновешенности, умения воспитывать детей, что формирует у них более строгие нормы самооценки и самоконтроля поведения.

Своеобразны трудовые обязанности девочек и мальчиков в семье. Девочки чаще заняты ведением домашнего хозяйства, приготовлением пищи, рукоделием, уходом за младшими и престарелыми членами семьи. Мальчики же в большей мере привлекаются к физическому труду по хозяйству, участвуют со старшими в рыбалке, охоте и пр.

Более благоприятна с точки зрения воспитательных влияний и микросреда девочек в сравнении с мальчиками. У них более тесное и непосредственное общение с матерью, более «спокойные» по характеру микрогруппы во дворе и пр. Мальчики же часто участвуют в дворовых военных играх, где поощряется независимость, порою бытуют традиции грубости, жаргона, считающегося признаком взрослости и пр.

В школьных условиях сформировавшиеся в семье качества закрепляются как по линии трудовой деятельности девочек и мальчиков, так и по характеру общественных поручений. Отмечено, например, что мальчики чаще девочек вовлекаются в спортивные и технические секции и кружки. Девочки значительно превалируют в кружках художественной самодеятельности (хоровой, музыкальный, танцевальный и др.).

Таким образом, не присущая от рождения «драчливость» мальчиков (хотя они бесспорно обладают большей биологической активностью), а характер предшествующего воспитания, стиль народной педагогики и опора на него в школе предопределяют большую подвижность, большую независимость в поведении, менее строгий самоконтроль и самооценку мальчиков в сравнении с девочками.

В младшем подростковом возрасте все эти качества усугубляются целым рядом специфичных возрастных особенностей, которые делают мальчиков еще менее дисциплинированными, менее выдержанными, менее прилежными, чем девочки.

Однако специфические «переломные» физиологические особенности присущи не только мальчикам, но и девочкам. Почему же в таком случае у них в средней группе классов не наблюдается резкого возрастания невыдержанности в поведении?

Во-первых, по нашему мнению, этого не происходит вследствие сформировавшегося у девочек всем ходом предшествующего воспитания стиля поведения, повышенного самоконтроля, выдержанности и пр.

Во-вторых, необходимо вспомнить об известной всем особенности более быстрого физического развития девочек в сравнении с мальчиками, о более раннем половом созревании девочек. По ряду данных девочки созревают на 1,5—2 года раньше мальчиков. Период бурного полового созревания, связанный с замедлением темпов нарастания работоспособностни, начинается у девочек поэтому раньше, чем у мальчиков. Если у мальчиков резкое снижение успешности учения приходится на 6 класс, то у девочек оно должно было бы произойти в 4 или начале 5 класса.

Подобное явление обнаруживается нами при анализе динамики успеваемости мальчиков и девочек, хотя и не в такой резкой форме, как это можно было бы предположить. Снижение успеваемости девочек происходит в меньшей мере, чем снижение успеваемости мальчиков в младшем подростковом возрасте. Это заставляет нас рассмотреть возможные причины такого развития. Основной из них представляется меньшая загруженность учебных планов и программ 5 класса по сравнению с 6-м, о чем подробно идет речь в разделе, связанном с неуспеваемостью

в подростковом возрасте. Таким образом, можно полагать, что более сложный период развития девочек, когда вследствие полового созревания у них замедляются темпы нарастания работоспособности, приходится на более благоприятный период с точки зрения объема учебных требований школы. Более сложный период в развитии мальчиков приходится на самый неблагоприятный период с точки зрения резкого роста объема учебных требований. Это, очевидно, одна из причин большей неуспеваемости мальчиков, чем девочек, имея в виду, что наибольшая неуспеваемость в школе вообще проявляется прежде всего в средней группе классов. Так в 1969/70 учебном году из 718 тысяч оставленных на второй год в стране учащиеся 5—8 классов составили около 60 % (428 тысяч человек)

Большому развитию недисциплинированности мальчиков по сравнению с девочками способствуют и недостатки в самой организации учебно-воспитательного процесса в школе, особенно в организации внеклассной и внешкольной работы с мальчиками.

Преобладание в составе педагогических коллективов женщин-учителей (примерно 73 %) во многом накладывает отпечаток на содержание и формы внеклассной воспитательной работы, затрудняет их общение с мальчиками-подростками. Именно в подростковом возрасте мальчики начинают доставлять больше хлопот учителям, организаторам внеклассных мероприятий и др., что ведет к снижению их удельного веса в активе. В комсомольском и пионерском активе девочки представлены примерно вдвое больше, чем мальчики, причем поручения мальчиков менее ответственны.

Недооценка возможностей мальчиков в выполнении общественных функций часто приводит к появлению у них безразличного, равнодушного отношения к жизни класса, школы, пионерского отряда, дружины, к увеличению числа нарушений дисциплины и различного рода проступков.

Школа зачастую не удовлетворяет сформировавшиеся у мальчиков всем стилем предшествующего воспитания потребности в подвижных играх, в военных играх, в техническом творчестве и прочее. Об этом свидетельствуют данные о проведении свободного времени детьми и подростками, собранные социологической группой ЦК ВЛКСМ и Академии общественных наук СССР.

Анализ их показал прежде всего большое несовпадение интересов и реальных занятий ребят.

_______________ Любят заниматься (%) — Занимаются постоянно (%)

спортом _____________________________76 ___________________ 12

техническим творчеством ________30 ____________________ 4

морским и военным делом _______ 21 ___________________ 6

изучением и охраной природы ___48 ____________________12

В воспитательной работе часто используются формы и методы, которые предопределяют лишь пассивное присутствие подростков-мальчиков, редко используются формы работы, способствующие воспитанию у мальчиков мужества, воли, выносливости, смелости. Таким образом позиция школы в воспитательной работе с мальчиками требует существенного изменения.

«Избранные педагогические труды».

Ю.К.Бабанский (действительный член АПН СССР, крупный методолог и теоретик советской педагогики и дидактики).