Гаджеты (далее – экраны) неотделимо сопровождают нашу жизнь: помогают получить навыки и информацию, позволяют общаться и преодолевать расстояния и пр. Доступность экранов делает более доступными те товары и услуги, которые можно через них получить.
Используя в том или ином качестве экраны (например, в классах, больницах, аэропортах, ресторанах и пр.), можно сократить расходы. Любая деятельность, которая может произойти на экране, становится доступнее, а потому дешевле, для широкого круга пользователей. При этом сама многогранная текстура жизни, тактильный опыт и эмоциональное общение остается под гладким стеклом.
Новый сегмент – живое общение
Новый символ состоятельности — возможность полностью отказаться от телефона и соцсетей, навсегда замолчать в электронной переписке. Ещё недавно богачи спускали состояния на дорогие технологические игрушки, а сегодня они всё больше тратят на то, что в народе называется простыми человеческими радостями — гастрономию, отдых, путешествия.
Всё это привело к новой любопытной реальности: человеческий контакт становится роскошью. Поскольку в жизни бедных появляется все больше экранов, они исчезают из жизни богатых. Чем вы богаче, тем больше вы тратите, чтобы быть за кадром.
Богатые так не живут. Богатые стали бояться экранов. Они хотят, чтобы их дети играли с кубиками, а частные школы без технологий быстро развиваются. Люди дороже, а богатые люди готовы и способны за них платить. Живое общение с людьми - жизнь без телефона в течение дня, выход из социальных сетей и отсутствие ответа на электронную почту – стало символом статуса.
Это подтверждают исследования консалтинговой компании Luxury Institute, которая консультирует компании о том, как самые богатые хотят жить и тратить. Её Генеральный директор Милтон Педраса говорит, что: «Человек очень важен сейчас. То, что мы видим в потреблении, это роскошь человеческого участия, которая становится ликвидным товаром».
Согласно исследованию Luxury Institute, у состоятельных людей предполагаемые расходы на такие мероприятия, как поездки на отдых и здоровое питание, стали намного опережать расходы на повседневные товары, и он видит в этом прямую реакцию на распространение экранов.
«Сегодня образовательные, медицинские и развлекательные учреждения, магазины и прочие компании, все начинают смотреть на то, как сделать человеческий опыт более ярким. Их маркетинг использует позитивное поведение и эмоции, которое связано с участием человека, - например, мысли о радости массажа», – говорит г-н Педрас.
Об этом же говорит Джозеф Нуньес, руководитель отдела маркетинга в Университете Южной Калифорнии, который специализируется на статус-маркетинге. «В своё время пейджеры были важны, потому что это был сигнал о том, что вы важный, занятой человек. Сегодня, если вы действительно на вершине иерархии, вам не нужно никому отвечать. Это вам должны ответить.
Facebook или Gmail не делают разницы между богатыми и бедными. В этом есть что-то массовое и непривлекательное. Богатые могут позволить себе отказаться от продажи своего времени и внимания в качестве продукта. Бедный и даже средний класс не имеют ресурсов для этого».
Борьба за внимание к экранам начинается с самого детства
Технологические компании усердно работали над тем, чтобы заставить государственные школы покупать программы, требующие того, чтобы в школах было необходимое количество экранов на каждого учащегося, утверждая, что это лучше подготовит детей. При этом в самой Кремниевой долине (речь о разработчиках и специалистах, работающих на IT-компании) время, проведенное на экранах, определяется как нездоровое!
Согласно исследованиям дети, которые тратили более двух часов в день, глядя на экран, получили более низкие оценки на мышление и языковые тесты. Самое неприятное, что исследование показало, что мозг детей, которые проводят много времени на экранах, отличается. У некоторых детей наблюдается преждевременное истончение коры головного мозга.
Статистика показывает, что богатые дети растут с меньшим количеством экранного времени, бедные дети растут с большим. Дошкольные учреждения, основанные на возврате игр, имеют тенденцию к росту в богатых кварталах.
Подростки с низким доходом тратят в среднем восемь часов и семь минут в день, используя экраны для развлечения, в то время как сверстники с более высоким доходом тратят пять часов и 42 минуты.
Новый индикатор
Руководитель направления исследований Ingate журнала «Секрет фирмы» Олег Сахно справедливо замечает, что:
- в 2016 году американские ученые доказали, что благополучные люди чаще едят здоровую пищу, в то время как малообразованные охотнее потребляют газировку и кондитерские изделия;
- в 2017 году другие исследователи обнаружили, что люди с низкими доходами курят в два раза чаще богачей;
- в 2019 году появился еще один индикатор — отношение к цифровым технологиям и их роль в жизни каждого из нас.
Источники: The New York Times (статья - «Человеческий контакт - теперь роскошь») и (статья - «Цифровой разрыв»), Секрет фирмы, ВЦИОМ.
На сегодняшний день интернетом пользуются 57% населения Земли (4,4 млрд человек), а смартфонами — 67% (5,1 млрд человек).
Доля интернет-пользователей в России довольно высокая - 84% наших сограждан с той или иной периодичностью пользуются интернетом.
В том числе 69% выходят в сеть ежедневно, 13% - несколько раз в неделю или месяц и 2% - крайне редко.
Наиболее активную аудиторию составляют 18-24-летние (99% пользуются интернетом ежедневно), высокообразованные (78%) и материально обеспеченные (73%), москвичи и петербуржцы, а также жители городов-миллионников (по 78%).
Ни к каким интернет-ресурсам не обращаются 16% опрошенных.