Найти тему

Педагоги посмели отдыхать на занятии с тяжелыми особенными детишками

Оглавление

Да быть такого не может! Каждый педагог, который имел дело с детьми с особенностями развития, а в частности, с детками с ментальными нарушениями, прекрасно знает, что на таких занятиях не то что отдохнуть, а даже на секундочку расслабиться практически невозможно.

В течение всего занятия нужно быть туго натянутой струной, уметь в доли секунды реагировать на любое "внезапное действие" ребенка, оберегая от опасности и его, и самого себя.

Ведь мало ли что может взбрести в голову "такого" ребеночка, когда он находится в непривычных для него условиях! А занятия - это реально непривычные условия, неудобные, раздражающие… еще и люди чужие кругом! Как тут не растеряться, не испугаться и не выкинуть какой-нибудь фортель!

А в нашем замечательном социальном спецучреждении для особенных детей, на кружковых занятиях в нашем "творческом" кабинете - такое происходит сплошь и рядом. И детские "фортели" отличаются невероятным рвением и вычурностью.

Просто кричать, визжать, кусаться и опрокидывать стульчики - это так, для дилетантов! Наши ребятки умеют и поинтереснее...

Например, кидать эти самые стульчики в стену или в дверь, грызть дверные ручки, лить себе на голову разноцветную водичку из-под акварельной краски, ползать на четвереньках и стучать лбом по напольному рециркулятору, и многое-многое другое (если все выходки буду перечислять, на это надо будет как минимум года два писать без перерыва).

Какой уж там отдых!

Даже ненадолго присесть нельзя. Ведь если ребеночек, не отвечающий за свои действия и не понимающий обращенную речь, еще и весьма подвижен, то педагог вынужден также и бегать за ним, и ползать, и подпрыгивать, и лезть на подоконник, постоянно перекрывая рукой острые углы, выставляя руку бортиком, чтобы ребенок не упал, ну и, само собой, вовремя уворачиваться, если ребенку взбредет в голову укусить педагога, ударить или запустить в него чем-нибудь.

Уууу, страшно?

Страшно, но уже привычно. К тому же, судя по беседам со знакомыми учителями и воспитателями "не из особых учреждений", даже вполне обычные ("нейротипичные") детишки могут вести себя не лучше наших.

И порой мне думается: а в "особенностях" ли дело? Может тут кое-что другое роль играет, мммм?

Однако, как бы там ни было, а кружковые занятия мы проводим всё же с детками "с диагнозами", а других, к сожалению, за последние несколько лет, я вообще практически не встречала.
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Два кружка в одном кабинете

Для нашего учреждения (не частного!) - это вполне нормально, что в одном небольшом кабинете занимаются сразу несколько педагогов и к каждому из них одновременно приходят СВОИ детки, стоящие по расписанию.

Да, на первый взгляд - бред, но… детей-то у нас в стационарах - ух как много, а кабинетов - ух как мало! И два педагога - это еще не предел!

Но мы с коллегами-"кружковцами" как-то уже научились мирно уживаться, а по возможности - даже помогать друг другу. И не важно, что в одном углу у нас - бумажные поделки делают, в другом - настольный кукольный спектакль играют, в третьем - бусы из макарошек собирают, а в четвертом - в математическое лото играют. Это нормально! В тесноте да не в обиде.

А особенно весело, когда дети приходят еще и с мамами вместе и мама - тоже сидит на уроке. А если еще и не одна - так кабинет становится похожим на автобус в час пик (неее, судя по размерам - всё же не автобус, а маршрутка). Но, опять же, это нормально и все всё понимают!

А кто хочет королевские условия с одним троном на зал - платные учреждения к вашим услугам. Вот!

В общем, два кружка на кабинет - это еще довольно королевские условия! Особенно, когда соседка по кабинету - человек приятный и интересный. Вот прямо такой, какой была моя коллега Маргарита, педагог по сказкотерапии, которая в тот день работала со мной.

Жаль, что она уволилась, прекрасный был и специалист, и человек, и партнер (ушла "не в педагогику").

А само занятие, о котором я напишу, было где-то года 4 назад. Но запомнилось просто отлично (т.к. редкое явление)!

Как оно было

Итак, время где-то около 11 часов утра, занятия идут полным ходом: и у меня, и у Маргариты.

У неё "тема дня" - кукольная сказка "Колобок". У меня - изготовление плоской зверушки в технике оригами (собачка или зайка - не помню уже). В общем, и к ней приходят дети, и ко мне. Всё по плану и по расписанию.

На сказкотерапии (у Маргариты)

Индивидуальное занятие с тяжелым аутичным мальчиком лет шести (имя не помню, он уже давно к нам не ездит).

Ребенок - не понимает обращенную речь (это нормально, что его на "сказочный" кружок поставили), вообще не умеет слушать педагога и выполнять хоть какие-то инструкции, постоянно кричит и плачет, ну хоть не кусается и не дерется - уже здорово.

Сказка ему, конечно, побоку, да и Марго со своим приятным мягким голоском - едва ли его перекричит (и есть ли смысл?), зато мальчик успокаивался, когда брал в руки резинового колобка, клал на стол и подталкивал, чтобы тот катился… Хммм, катать мячик - замечательное действие, достойное похвалы, сделанное усилием воли, очень полезное действие для такого ребенка, правда же?

Но Маргарита - всё равно продолжает "играть сказку" и периодически отбирать у мальчика колобка: она же сама и за колобка, и за волка, и за всех... (зачем? да кто ж теперь разберет).

На оригами (у меня)

Тоже ребенок с РАС, но девочка. Вполне такая спокойная, ничуть не резкая, симпатичная маленькая молчунья. Имя её помню, но не скажу - для солидарности с "Маргаритиным" мальчиком.

Обращенную речь - эта девочка понимает, несложные задания - вроде бы и начинает выполнять, но хватает её минутки на 3. А дальше - выключается и уходит в себя до того момента, пока ее что-нибудь не отвлечет.

Не разговаривает. Совсем.

Но зато в физических действиях и любых движениях - отличная "повторюшка". Умеет "снимать" и очень похоже изображать и как мишки в мультике танцуют, и как папа гвозди молотком забивает, и как дерево раскачивается за окном.

Ну а действия одногруппников - переснимает на раз! Кто-то гоняет стул по группе - и девочка берет стул и везёт его. Кто-то перевернул тарелку с кашей в столовой - и девочка поднимает свою тарелку и целенаправленно переворачивает. Кто-то прикусит уголок стола - она бежит к столу и прикусывает противоположный уголок. Короче, зеркало зеркалом!

Вот поэтому и посадила я девочку спиной к столу Маргариты, чтобы она не смотрела, что там делает тот мальчик и не порывалась повторять его действия. А то, что он кричал - так девочка на это будто бы не обращала внимание.

Дальше, по ходу занятия…

"Маргаритин" мальчик, в итоге, умаялся постоянно "бороться" с ней за своего колобка и плакать, потопал-покричал еще некоторое время, а потом, выхватив у Маргариты из рук колобка, выскочил из-за парты и... лёг на пол. Вот прямо ррраз - и лёг. И стал, улыбаясь, катать колобка уже по полу.

- Что, удобно? - спросила Маргарита и хохотнула.

Я начинаю через столик (и через сидящую напротив девочку) всматриваться в валяющегося на полу мальчика (что там именно Маргариту развеселило).

"Моя" девочка", уловив, мои действия, тоже оглянулась

И, увидев лежащего на полу мальчика, катающего колобка, спокойно и невозмутимо вышла из-за стола, подошла к мальчику и тоже легла на пол, рядышком.

И, как бы это ни показалось удивительным, они тут же "спелись"! И стали катать колобка, как мячик по полу, но уже друг другу… Хаааа!

А ну встать!

Маргарита просит подняться одного ребенка, я - другого! Но мальчик - не понимает слов, да и вообще весьма упрям, а девочка - вот точно не встанет сама, пока мальчик не встанет.

Но, тем не менее, никто не хулиганит, не буйствует, ребятки мирно и спокойно лежат на (чистом!) полу, играют, не мешают ни себе ни людям… Единственная загвоздка в том, что это - не сказка и не оригами… однако, когда это было чем-то "из ряда вон" в нашем учреждении?!

И тогда, переждав еще некоторое время, практически не сговариваясь, мы с Маргаритой дураков "долго работающих вместе людей" - мысли сходятся!) переглядываемся и… тоже ложимся на пол.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Ну и замечательно!

"Моя" девочка смеется и катит колобка уже и мне. Я - толкаю колобка в сторону мальчика. А он - катит его Маргарите. И вот так, полулёжа-полусидя, мы все уже до конца занятия так и катали колобка друг другу.

И морально отдыхали! А вся "атмосфера" вокруг - была настолько мирной и спокойной, что мы с Марго даже забыли, что находимся на уроке с тяжелыми особенными детишками и в качестве педагогов.

Нам обеим реально казалось, что мы (все четверо) - друзьяшки из одной группы детского сада, которые просто сидят на коврике и играют вместе. На равных!

Вот и пожелаю дорогим читателям побольше приятных моментов, когда можно отбросить все предрассудки и просто расслабиться.

А я порадуюсь Вашим верным визитам, добрым лайкам и новым подпискам